Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


На всякий случай

Сегодня все чаще школы формулируют свои воспитательные концепции, исходя из интересов ребенка, понимания проблем совместно проживаемого времени.
Один из сложных моментов – переход от идей и лозунгов к конкретному плану действий. А план этот необходим, поскольку без него никакая совместная деятельность многих людей невозможна. Как составить разумно воспитательный план школы?

Сначала определяем цели и задачи относительно каждого ребенка, пропустив собственные благие пожелания и намерения через своеобразную систему фильтров. В первую очередь принимаются во внимание запрос семьи, ценности и пожелания родителей. Затем возрастные особенности ученика, зоны его ближайшего развития. И только потом общешкольные и внутриклассные задачи.
Все воспитательные цели и задачи формулируются через качества, которые мы хотим в ребенке развить. Цели – сами качества, задачи – этапы их развития.
Сначала разумно познакомить ученика (вдруг раньше не встречался?) с неким качеством (ответственность, например). Конечно, основную роль здесь играет взрослый, подбирающий книги для чтения, темы разговора, истории из собственной жизни, из опыта других людей. Следующий этап – апробация: аккуратный, корректный ввод ребенка в ситуацию, где это качество необходимо (игра, общее дело). Далее педагог использует условия повседневной жизни для тренировки качества, поддерживая усилия ребенка. Цель достигнута, если желанное свойство проявляется в самостоятельной деятельности ученика.
Оценка работы воспитателя напрямую зависит от формулировки задачи. Чем детальнее она сформулирована, тем очевиднее результат. Или его отсутствие.
На основе индивидуальных планов воспитателей составляется годовой план школы. Правильно составленный школьный план должен обладать следующими качествами:
• традиционность (в отношении форм проведения мероприятий);
• новизна (в отношении содержания мероприятий);
• сезонность (учет состояния ребенка в то или иное время года);
• цикличность.
На последнем пункте остановимся подробнее. Жизнь состоит из смены противоположных по направленности циклов. Это как дыхание: вдох–выдох. Напряженная, сосредоточенная работа – эмоциональная разрядка, шумное веселье – «тихий праздник», впитывание информации – предъявление знаний, опыта.
Как не существует идеальных воспитателей, так не может быть идеальных планов воспитательной работы. Воспитание растворяется во всей жизни школы.

Рейтинг@Mail.ru