Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Тюттерин Дмитрий

Что такое участливое воспитание?

О принципах педагогической концепции школы «Знак»

Звучит банально: школа не только учит, но и воспитывает детей. Все спорят, насколько хорошо делают это учителя, как можно оценить их воспитательные усилия. Школа «Знак» совершенствует свою концепцию воспитательной работы много лет, уделяя этой проблеме больше внимания, чем обсуждению успеваемости учеников, их победам на всевозможных олимпиадах и конкурсах. Пусть еще не найдены ответы на все вопросы.
Но определилось уже направление деятельности. Возможно, оно окажется интересным для педагогов других школ.

Система воспитания в школе «Знак»

В вопросах воспитания современная школа мечется между двумя крайностями. С одной стороны, существует традиционный авторитарный тип воспитания, который выражается в том, что взрослые знакомят детей с нормами и правилами, которые нельзя нарушать, а затем контролируют их поведение. Если запрет нарушен, применяется наказание. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется и усиливается, пока не подавит его своеволие... Но эти запреты – внешние, внутренне же ребенок может совсем не раскаиваться. «Дисциплинарный пресс» деформирует личность и не дает ей возможности развиваться, насаждает «двойной стандарт».
С другой стороны, мы часто встречаем противоположный авторитарному типу воспитания – либеральный, индивидуалистический, где взрослый не подгоняет ребенка под «рамки», а живет своей отдельной, «личной» жизнью и предлагает ребенку жить своей. Приводит это к эгоизму и безразличию. Такой тип воспитания пришел как отрицание авторитарного. Но оба эти пути имеют, по сути, одну цель – оберегают право взрослого на существование, свободное от ребенка.
Основа воспитательной системы школы «Знак» – участливая, совместная с ребенком жизнь, которая требует внутренней, душевной работы педагога. Он как бы сопровождает ребенка, постоянно идет рядом, поддерживая воспитанника со стороны и содействуя его большему успеху.
В школе пытаются создать единое воспитательное пространство. Как и в семье, искусство взрослых в школе состоит в том, чтобы, несмотря на различие индивидуальностей, договориться, что и как делать. Пространство для переговоров – постоянно действующая педагогическая творческая лаборатория. Здесь рассматриваются теоретические подходы, делаются попытки разрешать актуальные педагогические ситуации.
Для диагностики состояния класса или ребенка, постановки конкретных задач и определения методов работы собираются психолого-педагогические консилиумы, по возможности с участием родителей.
Особую роль в данной системе играют воспитатели, стоящие во главе каждого класса, а при благоприятной финансовой и кадровой ситуации – это два человека, предпочтительно мужчина и женщина.

Воспитатели

Для детей младшего возраста воспитатель – это «вторая мама» или «второй папа», для средних школьников – взрослый-лидер и наставник, для старших – взрослый друг. Мастерство педагога состоит в том, чтобы понять данность ребенка, угадать его заданность. Воспитатели проводят с детьми целый день. Они присутствуют на уроке, но не для того, чтобы под-
держивать дисциплину, а чтобы видеть, что происходит с его детьми, что вызывает трудности, а что – энтузиазм; понять причину затруднений; помочь учителю установить контакт с каждым ребенком; участвовать в предлагаемом учителем диалоге. Урок становится объемным.
Основная деятельность воспитателя проходит все же во внеурочное время. Жизнь школы очень насыщена: школьные праздники, творческие недели, совместные проекты, экскурсии и поездки, объединяющие всю школу или отдельную ее ступень. Воспитатель так организует участие своего класса в жизни школы, чтобы решались насущные задачи группы и отдельных детей, использует каждую ситуацию для неназойливого ведения и продвижения ребенка, помощи в разрешении его внутренних конфликтов.
Важно, что практически в любом школьном деле ученики и педагоги участвуют наравне. Взрослые не боятся сближения. Сотворчество объединяет, снимает привычные психологические роли, дает возможность открыться каждому.
По завершении каждого дела психологи и воспитатели проводят рефлексию с детьми, отдельно проходит рефлексия среди взрослых. Осознание прожитого, выявление своих проблем и достижений – необходимое условие роста.
Воспитателями должны становиться лучшие педагоги, способные тонко чувствовать ребенка и посвящать себя ему. Но где взять таких? Ни один педагогический вуз не готовит специалистов по воспитанию, учителя же, как правило, видят себя предметниками. Отчасти удается решить эту проблему через систему стажерства: кандидату предлагается в течение года поработать в классе «вторым», как бы ассистировать ведущему воспитателю.

Ценности и способы их реализации

Многие воспитательные системы в настоящее время строятся на желании сформировать личность. Яркую, самобытную, самодостаточную. Это, конечно, важно, но этого мало. Воспринимая свободу как независимость от других, подросток не видит практической ценности и смысла в жизни ради свободы другого.
Но как воспитать коллективистские ценности в учениках? Сам по себе учебный труд индивидуален, успех его зависит в основном от личных усилий ребенка. Развивать внимательное отношение к товарищам, заинтересованность в их успехах помогают специальные формы обучения, целенаправленно используемые учителями: работа в малых группах, коллективные домашние задания, работа над общими проектами, командные задания на интеллектуальных марафонах и праздниках (причем часто игровые команды формируются по принципу жеребьевки), психологические игры и тренинги.
Труднейшая задача – научить жить вместе совсем разных детей. Помогают в этом импровизированные спектакли, где в образе героев юные актеры проигрывают необходимые социальные роли.
В воспитании надиндивидуалистических ценностей в школе очень важно организовать постоянную деятельность детей, направленную вовне. В качестве примера можно привести «День дарения», приуроченный в школе к празднику «Вера, Надежда, Любовь». Каждый класс делает подарок детям на год младше, а взрослые – 11 классу, и важно понять, что именно порадует других. Работа очень непростая, однако ученики приняли саму идею, и радость дарения и благодарность получения пережили многие.
Ученики в соответствии со своими возможностями занимаются и системной социальной работой. Она важна для понимания ребятами идеи служения. В частности, поддерживается постоянная связь с Советом ветеранов района. Дети беседуют с пожилыми людьми, поздравляют их с праздниками, готовят концерты, дарят подарки. В результате снимаются барьеры между поколениями, дети видят в ветеранах не докучливых пенсионеров, а интересных людей. По мере возможности ребята заботятся о воспитанниках
детского дома (проводят совместные праздники, игры), собирают подарки в Дом инвалидов.
Эмоциональная окраска и передача душевно-чувственного опыта является необходимым условием проведения каждого воспитательного мероприятия. Любое событие школьной жизни строится вокруг ключевой эмоции (радость от дарения, от преодоления себя, от победы друга, ожидание чуда, сострадание…). Очевидно, что передача внутреннего духовного опыта невозможна без эмоциональной вовлеченности ребенка, его сопереживания как внутренней жизни другого, так и внешних событий.

Вопросы организации

Особенность управления школой – существование инициативной группы. Состав ее непостоянен. На заседания добровольно приходят те сотрудники школы, которых волнует решение обсуждаемой проблемы. Тему для разговора может предложить каждый. Это и проблемы концептуального характера, и вопросы развития школы, и текущие вопросы. Инициативная группа может заметить сложную ситуацию, в том числе и с конкретным ребенком, предложить помощь. Решения инициативной группы носят рекомендательный характер, но администрация школы к ним прислушивается. Работа в группе позволяет каждому члену школьного коллектива, вне зависимости от занимаемой должности, влиять на протекающие здесь процессы.
Совет воспитателей, по аналогии с семейным советом, определяет тактические воспитательные задачи всей школы, каждого класса, по необходимости конкретного ребенка. Он подбирает формы и методы, наиболее действенные в конкретной ситуации, отвечающие состоянию детей, а также разрабатывает конкретные мероприятия.
Коллегиальные органы управления (инициативная группа, совет воспитателей) позволяют взрослым и детям удерживать и развивать в себе активную самостоятельную позицию.

Рейтинг@Mail.ru