Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ


Черных Марина

Мнение эксперта

Возможно, ситуация традиционного неприятия отличников значительно смягчилась бы в случае изменения системы оценивания. Во многих западных школах, например, существует система рейтингов, когда суммируются все полученные учеником отметки, и по этому показателю он занимает определенное место в списке одноклассников. Понятно, что метод рейтингов тоже не без изъяна: есть первые (повод задрать нос) и последние (что обидно). Но ни первым, ни последним ты будешь не вечно, в следующем месяце, семестре, году список изменится. Да и по другим предметам твое место может сильно отличаться. Одним словом, нет жестко ограниченной элитарной группы.
Оценка отдельных работ тоже может быть более широкой, чем это принято у нас. Например, в Манчестерском университете (Англия) для оценки письменной работы принято пять степеней, которым соответствует 100-балльная шкала. Например, отметка «хорошо» – от 60 до 69 баллов. Это не наша «резиновая» четверка, у британцев она может и дотягивать почти до «отлично», и оставаться на грани «удовлетворительно». Так что даже внутри одной ступени можно наглядно продвигаться.
В российские школы тоже постепенно проникают более дифференцированные и гуманные способы оценивания. Например, качественное – развернутые письма-характеристики, которые учителя пишут детям по итогам четверти. Способ, конечно, трудоемкий, но очень эффективный.
Все увереннее используется портфолио, где ребенок накапливает свидетельства обо всех видах своих достижений: сочинения, эссе, контрольные работы, отзывы учителей и руководителей кружков, где он занимается. Этот метод позволяет ребенку демонстрировать не только предметные успехи, инициирует самооценку, наглядно и подробно иллюстрирует продвижение в разных направлениях.
Разумеется, в одном отдельно взятом классе невозможно радикально реформировать систему оценивания, особенно в средней и старшей школе. Но можно хотя бы иногда разбавлять официальную шкалу иным опытом. Например, для докладов, рефератов, творческих работ, презентации того же портфолио использовать экспертную оценку.
Группа экспертов помимо учителя может включать специально выбранных учеников. Причем критерии и их «стоимость» в баллах нужно оговаривать заранее, согласовывать с автором работы. Это, кстати, прекрасная мотивация для вдумчивого слушания, ведь оглашая оценку, эксперт должен будет аргументировать свой выбор. Исчезает и повод для обид на якобы несправедливую учительскую отметку.

Рейтинг@Mail.ru