Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ


Куценко Елена

Отличник – фигура трагическая?

Психологи решили проверить, насколько устоявшиеся в общественном сознании стереотипы соответствуют действительности

Выбирая формы, методы образования, учитель стремится по возможности учитывать особенности детей: их сильные и слабые стороны, отношения, сложившиеся между одноклассниками. Больше всего хлопот приносят так называемые проблемные дети – неуспевающие, гиперактивные. Зато на отличников в любой работе можно опереться. Кажется, что у них, лучших по школьным стандартам, всегда все хорошо. Но так ли это?
Проблемы отличников – мнимые и реальные – обсуждались на «круглом столе», организованном в Психологическом институте РАО при поддержке Фонда Д.С.Лихачева, где были представлены материалы исследования «Школьные отличники: самовосприятие и восприятие в обществе», проведенного сотрудниками кафедры психогенетики психологического факультета МГУ.

Цена успеха

Хотим мы того или нет, отличники в общественном сознании выделяются в обособленную группу и отношение к этой группе складывается определенное. Чтобы выяснить это отношение, психологи еще в середине 90-х проводили развернутые опросы среди учителей, родителей и детей обычных школ с одной стороны и гимназий, спецшкол (куда по определению отбирают успешных учеников) – с другой.
Приоритетные ценности обеих групп школьников были предсказуемы и практически не различались: семья, друзья, образование, будущая карьера. А вот при обобщенной оценке личных качеств представителями разных групп психологи получили довольно интересные результаты. Обычные, среднеуспешные школьники говорили о себе как о дружелюбных, открытых, компанейских людях, а гимназистов называли холодными, прагматичными карьеристами. Гимназисты же себе приписывали целеустремленность, трудолюбие, ответственность, а своим соседям из обычной школы – необязательность, безответственность и неорганизованность. Точно так же обычных школьников и учеников спецшкол охарактеризовали опрошенные учителя и родители.
Даже если сделать скидку на традиционное напряжение в отношениях между соседними школами или дворами, можно уловить глубоко укоренившийся стереотип: приветливый, общительный душа-человек не может быть успешным и сообразительным учеником, а только тот, кто замкнут, холоден и вообще себе на уме.
Это же противостояние эмоционального и рационального прослеживается в оценке собственных предпочтений. Обычные школьники ценят в отношениях теплое дружеское расположение, а для гимназистов важны совпадение интересов и ответственность.
Обсуждаемое исследование подтвердило, что подобное настороженное, отстраненное отношение характерно не только для учеников разных по статусу школ. Эта тенденция сохраняется и внутри одной школы или даже класса: к группе самых успешных детей остальные относятся примерно так же, как ребята из обычной школы к гимназистам.

Не верьте мифам

По поводу отличников – их характерных черт, недостатков, перспектив во взрослой жизни – в общественном мнении существует давно сложившийся стереотип. Еще бы: все учились в школе, помнят свое к ним отношение. У учителей тоже есть свои стереотипы в восприятии самых успешных учеников. Всю эту своеобразную мифологию и решили проверить психологи: насколько устоявшиеся представления соответствуют действительности?
Они опрашивали бывших отличников – от вчерашних выпускников до пенсионеров.
Один из мифов состоит в том, что отличники бывают двух видов: способные от природы, к которым окружающие относятся нормально, и зануды-зубрилы – вот их-то и не любят. На самом деле не любят и тех и других, просто по-разному. Многие считают, что в школе относятся плохо не только к отличникам, но и к троечникам. Это верно только отчасти: к троечникам, оказывается, относятся гораздо снисходительнее, чем к отличникам, которые «противопоставлены» всем остальным.
Неприязнь к успешным ученикам до такой степени распространена, что почти все участники опроса в интервью с психологом сразу же оговаривались: «Я, конечно, учился на «отлично», но я не типичный отличник».
Очень распространено мнение о том, что отличники редко добиваются успеха после школы, троечники оказываются гораздо более приспособленными к реальной жизни. Это подтверждается лишь до некоторой степени. Способность к обучению действительно особая способность. И она не гарантирует успешности после школы. Далеко не все опрошенные достигли высокого социального или карьерного положения, но почти все говорили, что удовлетворены своей работой и имеют долгосрочные планы на перспективу (правда, отмечают психологи, это может быть демонстративной удовлетворенностью, то есть бывшие отличники делают хорошую мину при плохой игре).
О карьерном росте школьных отличников можно косвенно судить, обратившись к статистике успешных фирм, например к данным Союза предпринимателей России. Оказывается, время троечников-скорохватов проходит. Лет десять-пятнадцать назад они действительно оказались в авангарде бизнеса – им нечего было терять. А сейчас среди работников, занимающих высокое положение, все чаще встречаются те, кто окончил школу с высокими баллами. Интеллект, организованность, дисциплина востребованы все больше.
Иногда у ребенка по мере обучения в школе снижается уровень способностей из-за их «недогрузки». Дело в том, что часть потенциально успешных учеников рассматривают свой интеллект не как свойство, которое может меняться в зависимости от обстоятельств или вложенных усилий, а как неизменную личностную черту и поэтому очень боятся ситуации неуспеха, провала, негативной оценки. Такие дети при любой возможности избегают трудного задания, боясь риска. Ведь любая оценка ниже пятерки задевает их
Я-концепцию: у меня не получилось, значит, я плохой. Таким детям особенно тяжело слышать подначивания одноклассников и укоры учителей: как же ты оплошал, а еще отличник…
Кстати, учителя не так благожелательно относятся к первым ученикам, как принято думать. Результаты исследования показывают, что они нередко воспринимают отличников скептически. Не слишком благожелательным отношением можно объяснить и обвинения в низком уровне креативности и общительности. Это верно лишь отчасти. Действительно, далеко не все отличники склонны к творчеству, но это можно объяснить тем, что творчество вообще плохо уживается в нашей системе образования. А относительно коммуникативных навыков – непонятно: то ли не хотят общаться (из-за отстраненной позиции других детей), то ли не умеют, то ли не имеют на это времени. Есть даже предположение о том, что, потерпев неудачу в общении, некоторые дети все силы направляют на учебу, чтобы хоть так доказать: они не хуже других.

И все-таки почему их не любят?

Одним словом, отличники – несчастные люди. Они честно и добросовестно выполняют требования, иногда затрачивая невероятное количество сил, времени, старания, а в ответ получают сдержанное неодобрение социума. Почему же так происходит?
Участники «круглого стола» и авторы исследования высказывали самые разные предположения. Первое и самое нелице-
приятное состоит в том, что в нашей культуре глубоко укоренилось недоверчивое, подозрительное (если не сказать – завистливое) отношение к чужому успеху. Нам не свойственно протестантское уважение к постоянному неустанному труду. Уже с детскими сказками мы усваиваем: восхищения достойна лишь удача, подарок судьбы, когда по щучьему велению.
Другие предположения были не столь глобальны и безнадежны в смысле перспективы. Возможно, всеобщее неприятие отличников отражает недоверие общества ко всей системе образования в целом – к ее рамкам, критериям, оценкам. А отличник, воплотивший все идеалы школьной системы, становится мишенью этого недовольства.
Может быть, это следствие того, что ценность образования невелика? Вроде нет, все социологические опросы показывают, что образование становится все более привлекательным, востребованным. Но интерес может быть и формальным: молодые люди на самом деле ценят свидетельство об образовании, бумажку, а не знания и навыки.
Еще один вариант объяснения: отличников отторгают за потерю собственной идентичности. Они демонстрируют чудеса социальной компетентности, сумев за одиннадцать школьных лет разобраться в довольно разноречивых требованиях множества учителей и адаптироваться к ним, выполнить все эти требования. В этом случае ребенок больше подстраивается, подчиняется, приспосабливается, чем строит себя сам. Он с одинаковой готовностью учится и тому, что интересно, важно для него, и тому, что вызывает отторжение. Возможно, отличниками не становятся и отличников не любят те, кто ценит сохранение своих жизненных принципов выше школьной отметки.
Тем не менее приложенные ими усилия заслуживают как минимум уважения. На эту группу детей стоит обратить внимание еще и потому, что кажущаяся беспроблемность и привычная успешность невольно вытесняют их на периферию учительского внимания.

Рейтинг@Mail.ru