Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Начальной школе прибавили два класса. В порядке эксперимента

Столичный опыт, возможно, будет использован на федеральном уровне

Несколько лет назад российские школы почти повсеместно перешли на четырехлетний срок обучения в начальной школе.
Как считают эксперты, переход положительно сказался на результатах обучения. Это подтверждают и данные международных исследований PIRLS, где российские младшеклассники выступили гораздо более успешно, чем в то время, когда в школах была трехлетняя «началка».
– «Четырехлетка» задала более спокойный ритм обучения, а пятилетняя начальная школа была бы еще лучше, – говорит заместитель министра образования и науки Исаак Калина.
В Москве пошли еще дальше, предложив продлить обучение в начальной школе до шести лет.

Трудности перехода

Эксперимент по увеличению срока обучения в начальной школе начался в Москве три года назад. Решение столичного правительства поддержали все окружные управления образования города, выделив по 1–2 пилотные школы в каждом округе. Более того, некоторые школы, не включенные в эксперимент, присоединились к нему по собственной инициативе, не получая дополнительного финансирования за участие в нововведении.
Трудности перехода младших школьников в пятый класс давно тревожат специалистов: это и резкое снижение интереса к обучению, и как следствие – падение успеваемости, и все это на фоне гормональных изменений переходного подросткового возраста.
– Проблема пятого класса обусловлена полным разрывом между начальной и основной ступенями обучения, отсутствием психолого-педагогического сопровождения для обеспечения преемственности, – считает научный руководитель эксперимента, заведующий лабораторией Московского центра качества образования профессор Яков Турбовской.
Ключевой задачей нововведения стало обеспечение бесконфликтного, эмоционально-комфортного перехода ребенка из четвертого в пятый класс. Одним из главных факторов успешного решения этой проблемы специалисты считают перевод учителя начальной школы в 5 и 6 классы в качестве классного руководителя.

От соперничества – к сотрудничеству

– Но такая простая на первый взгляд задача на поверку оказалась очень сложной, – рассказывает Яков Турбовской.
Встал вопрос о повышении квалификации учителей начальной школы и об организации системы их переподготовки – с целью получения второго образования.
Ведь если учитель младших классов переходит со своими воспитанниками в основную школу, то кроме классного руководства в 5–6-х классах ему необходимо вести какие-то предметы, для того чтобы обеспечить себе необходимый уровень заработной платы: ведь в течение двух лет он не сможет брать новые первые классы. А школьной администрации придется искать ему замену на эти два года.
Пилотные школы подошли к решению этих проблем по-разному.
Например, в школе № 792 все учителя начальных классов имеют второе образование, поэтому в основной школе они оказались обеспечены часами, и их переход с одной ступени на другую был безболезненным. Так же как переход их воспитанников – благодаря введению предметного обучения с первых классов.
– Введение предметного обучения с первого класса создало условия для активного раннего развития, самостоятельности, самоорганизованности, ответст-
венности и, что немаловажно, снятия остроты проблем дезадаптации учащихся пятых классов, – считает директор школы № 792 Лариса Велишина.
По итогам второго года работы показатели успеваемости учащихся экспериментальных классов этой школы возросли на 10–12% по сравнению с пре-
дыдущим годом.
В других школах, где предметное обучение вводится только с 5 класса, пошли несколько иным путем: там учителя основной школы стали посещать уроки в начальных классах – с целью ознакомления с особенностями будущих пятиклассников. Более того, «предметникам» предоставили возможность проводить уроки в 4-х классах, постепенно адаптируя их к новым требованиям. Создаются межпредметные кафедры и совместные методические объединения из учителей начальных и основных классов – с целью взаимного обмена опытом.
– Из соперников педагоги разных ступеней превратились в сотрудников, которые решают общую задачу, – констатируют директора пилотных школ.

Предварительные итоги

В целом педагоги высоко оценивают итоги эксперимента: растет успеваемость пятиклассников, снижается уровень тревожности при переходе в основную школу, что позитивно отражается на физическом и психологическом состоянии подростков. Что, по сути, снимает острейшую актуальность проблемы 5 класса.
Так, согласно исследованиям, проведенным в пилотной школе № 1084, более 80% учащихся трех пятых классов высоко оценивают психологический климат в школе.
Шестилетнюю «началку» поддерживают и большинство родителей, которым нравится идея перехода учителя начальной школы в 5–6-е классы.
– Педагог начальной школы знает все о ребенке и, продолжая вести некоторые предметы в 5 классе, он понимает, на что следует обратить внимание и как закрепить полученные знания, – говорит Надежда Золотухина, мама ученицы 5 класса одной из пилотных школ.
Организаторы эксперимента считают целесообразным продлить его еще на три года, в частности для того, чтобы изучить последствия нововведения в 7-х и 8-х классах.
А будет ли поддержана столичная инициатива на федеральном уровне? Директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко позитивно оценивает идею шестилетней начальной школы.
– Нам надо думать об увеличении сроков обучения в начальной школе, – подчеркнул он, отвечая на вопрос нашей газеты. – Когда я сам работал в школе, мы проводили такой эксперимент, и результаты были успешные. Но прежде чем принимать какие-либо решения, их надо широко обсуждать. Мы изучим московский опыт и обсудим со всеми регионами.

Рейтинг@Mail.ru