Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.А.Плигин
Познавательные стратегии школьников
М.: Профит Стайл, 2007

Среди учителей вряд ли найдется много противников индивидуализации обучения. Большинство искренне хотят, чтобы в результате изучения их предметов дети не только усваивали положенный объем знаний, но и росли любознательными, инициативными, развивали свои творческие и интеллектуальные способности. Но вот что происходит в сознании каждого ребенка в момент передачи и усвоения нового знания – представляет себе далеко не каждый. Книга поможет внести некоторую ясность.
Автор в сотрудничестве с педагогами нескольких московских школ исследовал, как происходит познавательная деятельность во время обучения и какие образовательные способы соответствуют разным типам усвоения знаний.
Книжка основательная, про познавательные процессы рассказывается «от печки», со ссылками на Выготского, Гальперина, Давыдова, зарубежных психологов; с подробной типологией (от микро- до мегастратегий). Читать ее – довольно трудная работа, проделав которую вы сможете лучше справляться с проблемами детской «лени» (которая вовсе и не лень, а проявление разных страхов и реакций на дискомфорт), нежелания учиться, «отсутствия способностей». По крайней мере так утверждает автор и подкрепляет свои выводы результатами диагностики и конкретными педагогическими рекомендациями.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева
Формы и методы работы со сказками
СПб.: Речь, 2006

Все давно знают, что человек, который хочет справиться со своими личностными проблемами, отправляется к психотерапевту. Но само название этой специальности звучит как-то пугающе и неприступно. То ли дело сказкотерапевт. Он тоже занимается терапией, но при помощи сказок.
Из книжки вы можете в общих чертах понять, как это делается. Оказывается, сказки можно не только рассказывать, но и рисовать, разыгрывать, переиначивать. Это вполне серьезное, творческое, личностно значимое занятие: «Расшифровка глубинной, архетипической природы сказочных образов дает нам возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов». А наблюдение за рассказчиком и анализ его варианта сказки дает удивительно много для понимания проблем этого человека, его позиции, страхов, предпочтений. Оказывается, мы все очень по-своему рассказываем даже известные сказки: ставим разные акценты, подчеркиваем интонацией разные эпизоды.
Например, автор описывает, как группа женщин-педагогов коллективно рассказывали «Золушку»: долго, подробно перечисляли ее заботы и хлопоты; бал – в нескольких фразах; и опять пространно о том, что пришлось вымыть, приготовить, выстирать. Когда участники прослушали аудиозапись, они просто ахнули, поняв, как их собственный образ жизни отпечатался в рассказе. Таких примеров в книжке несколько, по ним можно соотнести со своими запросами эту методику, если вы подумываете о том, как разобраться со своими личностными проблемами.
Сказкотерапия хороша не только для взрослых, но и для психокоррекции и психотерапии детей, в том числе и с психофизическими и интеллектуальными проблемами. В некоторых техниках специально оговариваются разные варианты работы с разными возрастами.
Без специальной подготовки вы, конечно, не сможете провести полноценную терапевтическую работу, но использовать некоторые элементы (изготовление кукол, рисование сказочной страны, «волшебные» краски и многое другое) вполне можно в повседневной работе.

Рейтинг@Mail.ru