Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Леонтьева Ольга

«Повторите еще раз, я не успеваю!»

Прием, который помогает учителю соизмерять скорость изложения материала с возможностями восприятия своих учеников

Умение следить за скоростью восприятия объясняемого материала – одно из самых важных в работе учителя.
Можно ли ему научиться?
Прием «зеркало», о котором пойдет речь в этой статье, знаком учителям физкультуры гораздо лучше, чем остальным. Однако эффекты, которых можно достичь при его использовании, порадуют любого педагога: прием не только помогает ученикам лучше освоить изучаемый предмет, но и развивает их коммуникативные навыки, дает возможность сделать серьезный шаг к пониманию себя и других.

«Зеркало»

Начав объяснять суть приема, Дмитрий Бесполов – учитель физической культуры, тренер по регби – поднял правую руку и повернул ее ладонью ко мне: «Представь, что ты – мое отражение в зеркале. Внимательно следи за моими движениями и старайся их повторять. Да, вот так, правильно…» Я наблюдала за его рукой и пыталась воспроизвести плавные движения. Ничего особенного, обычная детская забава.
«А теперь ты сделай то же самое, а я буду твоим зеркалом». На его просьбу откликнулась с радостью, а про себя подумала: «Вот сейчас я покажу действительно сложные движения, заставлю его двигаться быстрее» – и сосредоточилась на своей руке, стараясь сделать задания более трудными. Дмитрий за мной не успевал, становилось все веселее…
«Обрати внимание: ты не замечаешь, что я не успеваю, да тебе это и безразлично – ты не в зеркало смотришь, ты смотришь только на себя. Так поступают многие учителя, когда дают задания детям. В моем приеме главное – видеть «отражение», наблюдать за ним, сделать так, чтобы движения партнера стали похожими на твои».
Эти слова хлестнули по моему учительскому самолюбию. Я увидела себя со стороны: мало того что предлагаю другому человеку свои упражнения, не заботясь о том, сможет он их выполнить или нет, да еще хочу «завалить», сделать так, чтобы он отстал…
Во время урока, который показывал Дмитрий (желающие могут посмотреть этот урок на сайте http://marafon.1september.ru/ 21 апреля, в рамках интернет-марафона на Дне учителя физической культуры), он обучал своих учеников этому приему. Разминка: все стоят в кругу, один за другим показывая свои упражнения одноклассникам. Учитель передвигается за кругом, иногда подсказывая ребятам: «Не торопись, другие не успевают. А ты не мог бы предложить упражнение на мышцы рук, а то они останутся совсем не размятыми?..»
«Зеркало» – разминка, где основной принцип учителя – «каждый ребенок, даже самый маленький, знает какое-нибудь упражнение, которым может и готов поделиться с остальными».
Конечно, ни в одном случае «отражению» не удается копировать движения показывающего со стопроцентной точностью, но этого никто и не требует. Главное, чтобы демонстрирующий научился быть внимательным к своему отражению, только тогда есть шанс сделать упражнение (движение) общим.

Фронтальная работа с классом

Поняв суть описанного выше приема, можно скорректировать свою работу как работу учителя-предметника. Для этого достаточно представить, что детские ответы на наши вопросы (после предварительного объяснения материала) – не что иное, как… словесное отражение всего процесса обучения, организованного предварительно педагогом.
Именно для того, чтобы все ученики успевали за логикой объяснения, опытный учитель предваряет его интересными вопросами, использует яркие примеры, проводит демонстрацию опытов и экспериментов, вводит различные интерактивные методы.
Один опытный преподаватель иностранного языка любил говорить: «Не бывает нулевого уровня восприятия иностранной речи». Что-то ребенок все равно поймет: почувствует интонацию, догадается по движениям говорящего, о чем идет речь. Задача учителя – принять детское «отражение» (ответ) таким, какое есть, стараясь изменить не его, а свои действия.
В случае с иностранным языком, например, можно не добиваться перевода слов учителя, а вместо этого попросить учеников о некоторой поведенческой реакции. Представьте: учитель начинает говорить на иностранном языке в классе, где его никто не понимает, и просит открыть определенную страницу учебника. Дети, естественно, не понимают слов и… следят не только за словами, но и за действиями педагога. А тот, заметив это, снова говорит о той же странице (речь учителя каждый раз новая, избыточная, но так или иначе она касается той страницы, которую он просит открыть) и при этом сам открывает нужную страницу, как бы невзначай показывая ее номер детям. Кто-то из ребят обязательно догадается, что нужно сделать, – скопирует его действия. Это заметят другие… Начинает работать «зеркало», и при этом достигается главная цель, которую ставит перед собой педагог: дети начинают слушать беглую речь на иностранном языке и верить в то, что ее можно понять.
Этот прием будет эффективным только у педагога, понимающего, что торопиться и укорять тех, кто отстает от других,
нельзя, нужно просто сделать свои действия и эмоции (как одной из важных частей речи!) более понятными для этих детей.
Задание, предлагаемое всему классу (при фронтальной работе) должно быть таким, чтобы с ним мог справиться каждый ребенок. Ничего страшного, если одни при этом будут помогать (в школе помощь почему-то считается чем-то плохим и называется подсказкой), а дру-
гие – принимать помощь.

Интерактивная работа в группах и парах

Чтобы дети лучше поняли изучаемый материал и закрепили усвоенное, учителя часто применяют интерактивные методы. Например, предлагают составить вопросы по пройденной теме или в каком-то другом виде еще раз «переработать» изученное, после чего работа обычно ведется в мини-группах или в парах. Ученики задают друг другу составленные вопросы или задачи, рассказывают то, что приготовили. При этом часто возникают проблемные ситуации: один ребенок рассказал – другой ничего не запомнил; один составил задачу, а второй не может понять ее условие. В результате метод, который применяется специально для того, чтобы вывести всех учеников в активную позицию, становится совершенно неэффективным: дети начинают ссориться, вместо того чтобы работать в паре.
Прием «зеркало» может помочь учителю и в этом случае. Можно предложить ученикам в качестве небольшой физкультурной паузы (что, кстати сказать, очень полезно не только в начальных классах, но и в старших!) поработать зеркалом друг для друга. После этой работы (3–5 минут, не более, причем лидирующим должен побывать каждый) можно обсудить то, что во время нее происходило: что чувствовал ведущий, какие проблемы возникали у «отражения».
Чтобы твой рассказ (вопрос, задача) был понят и запомнен слушающим, мало просто пересказать его. Нужно попытаться понять слушающего, сделать так, чтобы он (как и во время игры в «зеркало») сумел успеть за твоими рассуждениями, принял и запомнил их.
Например, на уроке математики было предложено составить задачу по теме урока и дать ее для решения соседу (соседке) по парте: если тот решить не сможет, нужно объяснить ему имеющееся у составителя решение.
Коля М., очень сильный в математике, составил сложную задачу, с которой его соседка, Наташа С., не справилась. Коля попытался объяснить ей ход решения, но она снова не поняла. Коля начал нервничать: учитель оценивает результат работы пары, то есть перед классом Наташа должна будет решать его задачу, а она этого сделать не может. Получается, что из-за Наташи он будет иметь незаслуженно плохую отметку.
После того как учитель организовал на уроке прием «зеркало», Коля снова попробовал взяться за объяснение. При этом выяснилось, что первоначально он просто допустил ошибку в условии задачи, а из-за того что был абсолютно уверен в собственной правоте, просто ее не заметил и злился (безосновательно!) на девочку. Когда же он наконец стал ей объяснять, ему пришлось внимательно отнестись ко всем ее вопросам, один из которых помог Коле увидеть собственную ошибку.

Рейтинг@Mail.ru