Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧИТЕЛЬ С КОМПЬЮТЕРОМ


Кожурина Людмила

IT-сотрудничество – новые возможности

Первые шаги к использованию педагогического потенциала информационных технологий

Наблюдая широкую панораму образовательных IT-мероприятий, ловишь себя на мысли: развитие технических средств обучения – это, конечно, хорошо, но должна ли техника становиться приоритетным направлением в педагогике?
Критерием качества работы школы, учителя?
В последние годы так все и поворачивалось: список учителей, использующих IT, перечень уроков с IT, мероприятий, презентаций. Ничему иному, как припискам, такой подход не способствовал.
Другое дело – опыт учителей-энтузиастов, открывавших все эти годы новые технологии с помощью педагогических ключей. Они увидели: с компьютерами начинает наконец-то получаться то, о чем лет двадцать назад передовые педагоги только мечтали. Свободная и насыщенная среда для развития. Самоопределение. Партнерство учителя и ученика. Открытая общественная экспертиза. Профессиональное общение…

«Улучшайте событие постоянно»

Но сначала о возможностях. В конце февраля, например, в Москве была проведена конференция в весьма оригинальном формате BarСamp, на которой обсуждалось использование современных интернет-сервисов, новых медиа, блогов, дистанционного обучения и социальных сервисов веб 2.0. в образовании.
Баркэмпы, или «неконференции», проходят по принципу «каждый участник – организатор»: нет организационного и программного комитетов, никто не составляет программу и не договаривается с выступающим о регламенте выступления. Тогда как?
Рассказывает координатор программы Intel «Обучение для будущего» Татьяна Каргина:

– Все очень просто. Изначально была создана страничка события в интернете на образовательном портале Летописи.ру (letopisi.ru), на котором была заявлена тематика события, его описание, место и дата проведения, сделана пустая сетка расписания, куда выступающие могли записываться по желанию. А также список участников, куда могли записываться все желающие. На этой интернет-страничке и разворачивалась вся подготовка к событию.
Главное – уместиться в сетке времени и тем. Если ты записался, ты взял на себя ответственность. Мы никого лично не звали, никаких организаторов этот формат не предусматривает. И хотя накануне сбора сетка была заполнена целиком, мы боялись хаоса: не придут, не уложатся в регламент, не то скажут.
Конечно, не все, кто заявил себя (а это педагоги из разных регионов), пришли и приехали, но ведь подключились и многие не записавшиеся, но готовые говорить – кто постеснялся, кто хотел уточнить уровень обсуждений, проверить себя.
Да, порой люди не укладывались в регламент, но только если рассказывали что-то очень интересное. Были и просто слушатели: «Мы ничего не знаем, но хотим узнать».
Самое интересное было – наблюдать, как идет самовыстраивание работы: первоначальный план выступлений менялся, состав выступающих формировался на основе выплывающих тем и ракурсов обсуждений.
Удивительно: ни докладов, ни регистрации, ни мастер-классов – а польза от встречи, судя по отзывам участников, огромная.

Где, кстати, толпилось больше всего народу? Там, где обсуждались сервисы Google для образования, wiki-технологии как среда коллективного творчества учителей и учащихся, увлекательная мультипликация, YouTube – учебное видео, интерактивная образовательная интернет-игра. И еще такие заявленные участниками темы, как педагогические аспекты применения современных интернет-сервисов, средства визуализации знаний, создание когнитивных карт, школьной геоинформатики и прочей наглядности.
Однако вопрос «что?» на таких сборах не главный. Смотрите памятку участника: «знакомьтесь и обменивайтесь контактами непрерывно; не упускайте возможности обсудить проекты и концепции с новыми или старыми знакомыми; улучшайте событие постоянно; помогайте выступающим: развивайте их идеи, предлагайте альтернативы, подсказывайте аналогии. Интенсивно обменивайтесь идеями и фактами…».
Короче говоря, больше общайтесь, развивайте свою человечность – а компьютеры просто спешат вам на помощь.
Для заинтересовавшихся: страница события – http://letopisi.ru/index.php/

«Кооперируйтесь»

В разных регионах страны развиваются самые разные IT-проекты. Например, в Ижевске дислоцируется направление «Компьютерная семья», а в Воронеже – «Интернет и мы». Но это не означает, что педагоги одного региона участвуют только в своих программах, наоборот, движимые тягой к развитию, они охотно перенимают новый опыт. Понаблюдаем. В рамках проекта «Академия учителей» проводится первый российский фестиваль IT-активных педагогических работников “PRO-движение”, его работа отражена на сайте www.online-festival.ru/.
Рассказывает воронежский оператор программы фестиваля Людмила Бачурина:

– Наша цель – увлечь учителей, подучить, дать возможность совместной работы над проектами, и случается, что человек начинает делать у нас то, что он и не планировал. Люди, пришедшие на фестиваль, а у нас много педагогов из разных регионов, лично не знакомы; стиль, интересы у всех разные, но эмоциональные фестивальные ощущения нас объединяют: и трудолюбивых бабушек, и энергичных девушек, и продвинутых методистов.
Больше всего учителя в этом году заинтересованы цифровыми образовательными ресурсами: как можно использовать готовые, как создавать свои. Идет обмен, обсуждение, предлагаются нестандартные идеи, шлифуются позиции – речь уже идет не только о ЦОРах, но и о цифровых методических ресурсах.
Рядовой учитель тут может бесплатно обучиться, выполняя задания по мастер-классам; среди участников есть люди, которые участвуют везде, и для них наш фестиваль просто еще одна точка роста.
Конкурс у нас жесткий, в два тура, к тому же командный. Надо в виртуале образовать группу и создать совместный творческий проект: сорганизоваться и скооперироваться...

Итак, с одной стороны, условием победы во всероссийском конкурсе является умение работать в команде, а с другой – четко обозначенная личная позиция: каждый пишет и шлет в жюри эссе, небольшой рассказ о своих IT-позициях. Все тексты – в открытом доступе.
Первое, что замечаешь: многие учительские эссе раскрывают автора через его работу в команде: «Это моя повседневность: принтер съел весь НЗ бумаги завучей, электронная почта загружена срочными указаниями сверху, учителя бегают по школе с флешками (сети нет), идут нескончаемые школьные мероприятия с использованием технических средств – как одному со всем справиться? На помощь приходят школьные компьютерные бригады. Конечно, сначала ребят надо обучить, но когда они обучены, горя нет».
Оказывается, такие бригады созданы во многих школах: на детях сайт, сеть, техника. Есть бригадир, у каждого члена бригады своя роль, она же имя: один – Спец-боец с вирусами, другой – Живой поисковик в интернете; где-то бригада называется – волонтеры, где-то – теоретики на практике.
Второе. Читая эссе, видишь огромную потребность учителя в сотрудничестве с учениками. Именно интернет-технологии выполняют в современной школе функцию объединения, становятся языком понимания: «В школе работаю первый год, и, наверное, все через это прошли, даже не знаю, с чего начинать. Но вижу: у детей прекрасная фантазия, есть и знания, умения, и я начала с создания творческой группы из учеников 10–11 классов. Реализация учебных проектов с использованием информационных технологий – это то, что в первую очередь помогает мне войти в профессию, сдружиться с детьми и представить им себя».
И наконец, как не заметить изменений в сознании учителя, уже втянувшегося в совместную работу с детьми, суть которой – создание и предъявление обществу зримых продуктов: «Когда видишь успехи своих учеников, думаешь: чем бы их еще заинтересовать? Что бы сделать, чтобы от уроков они получали еще большее удовольствие? И тут один путь: я учусь у своих учеников, и у нынешних, и у выросших. Современные дети целостны, чутки, впечатлительны, восприимчивы. Это совершенно новое поколение. И самая грубая ошибка педагога – предъявление разрозненных фактов, проявление узости мышления. Мое педагогическое кредо: когда смотришь в звездное небо, видишь далеко не все планеты».
Конечно, дело вовсе не в том, что «дети стали другие». Просто с применением IT в образовании учителя стали более заинтересованы в учениках. Соответственно и сами стали более чуткими, восприимчивыми и – далее по тексту учительницы – более целостными в общении с учениками.

«А поурочные планы – в сторону»

Перемены в себе чувствуют не только учителя – участники фестивалей, конкурсов и необычных конференций. Всюду дети, компьютеры – и всюду потребность в живой мысли, нестандартном решении. Возможность нескучно учить и учиться.
Марина Пешкова, педагог из Бугульмы, рассказывает:

– Сколько ни говори о партнерстве между учителем и учеником, но если нет настоящего равноправия в отношениях, ничего не возникает. Но вот начав вести курс «Компьютерная графика», я удивилась тому, как много ученики уже знают и умеют, как велика их тяга к самообразованию. Они горят желанием проявить себя в творческой деятельности, совершенствовать навыки и приемы дизайнерских работ, оформления документов. Понимают, насколько важен и интересен графический язык компьютерного общения, – их интересует все.
Значит, методики, поурочные планы – в сторону. Одна у меня работа: направлять. Вести диалог по поводу проблемы ученика, дробить ее на задачи, помогать сфокусироваться. И не бояться у него учиться. Вовлеченные в такую работу, мы по-настоящему сотрудничаем: совместно ведем проекты, осваиваем новые технологии. И не скрываем друг от друга своих трудностей.
Чем мы занимаемся? В основном разработкой мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Сотни презентаций предложили мы для педагогов нашей школы. Но не только. Вышли на информационно-методический ресурс ИД «Первое сентября» и стали активными участниками Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», есть и дипломанты. Вообще стараемся представить свои работы на конкурсы детского и юношеского компьютерного творчества любого уровня: «Волшебная мышь», «Зеленая планета глазами детей», «Перспектива», «Открытие», «Школьники – науке».
Зачем? Чтобы дальше учиться. Не все, что нравится нашей группе, нравится широкому кругу лиц; не все мы знаем-умеем лучше, чем другие; не все еще мы обсудили, скачали и загрузили…

…Так-то вот. Сколько мечтали, говорили о партнерской педагогике, педагогике сотрудничества! И ведь не предполагали, что средством ее реализации могут стать компьютеры. Только все же без людей никогда и ничего не получается. Методист из Вологодской области пишет: «Четыре года мы обучаем учителей IT. Вспоминаю начало. Как уходили страх и опасение учителей, появлялась радость обретения новых возможностей. Как на защите выпускной работы они в стихах клялись ежедневно использовать полученные знания. И я вижу, что не зря. Но часто задумываюсь: когда же начнутся кардинальные перемены в системе образования? Ведь только 35% от общего числа педагогов района обучились. Остальные почему-то не хотят…»

Рейтинг@Mail.ru