Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ДЕТСТВА


Круг семьи сужается?

Похоже, для современных детей бабушки и дедушки всего лишь родственники...

Cегодня много говорится о проблемах семьи и детства, приводятся статистические выкладки о нежелании супружеских пар иметь хотя бы одного ребенка, об отказе от рожденных детей, о телесных наказаниях и других формах жестокого обращения, о бегстве детей из дома и беспризорности. Все это влияет на представления детей о семье, о ее роли в жизни человека, наконец, на то, какой будет российская семья через пятнадцать-¬двадцать лет.

Какой же современные дети видят свою будущую семью?

Чуть­чуть о респондентах

Десять лет – это возраст, который определяется психологами как рубеж между двумя категориями – «младший школьник» и «подросток». В это время у ребенка фиксируется позиция «Я и общество», он пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Вполне корректно задать ему вопросы о составе будущей семьи, о роли каждого члена семьи, об отношениях между ними, а также о среде, в которую ребенок помещает свою воображаемую, сконструированную фантазией семью: место, где они живут, работа, окружающий мир.

Класс, в котором проводилось исследование, сильный, дружный, материальное положение родителей высокое. Шло оно в отсутствие учителя в кабинете и сопровождалось вопросами, для чего проводится тест, кто увидит потом их рисунки, важно ли качество и умение рисовать, – поводов для неискренности у школьников много. Тем не менее все дети проявили большой интерес к теме, очень старались.

Рисуночный тест

Получено двадцать четыре рисунка на тему «Моя будущая семья», выполненные в разных техниках. Часть рисунков содержала пояснительные подписи, уточнения. Помимо интересующих объектов дети изображают то, что в данный момент хочется нарисовать. И хотя все рисунки были выполнены в соответствии с заданной темой, большая их часть содержала элемент игры, фантазии: рядом с членами будущей семьи присутствовали персонажи любимых сказок, мультфильмов, инопланетяне, космические корабли и еще что­то «близкое и родное».

С одной стороны, эти особенности создают затруднения при интерпретации данных, с другой – дают материал для более глубокого понимания представлений ребенка об идеальной семье.

Какие же общие тенденции выявились при помощи рисуночного теста? Оказалось, что дети в возрасте десяти лет, как правило, достаточно хорошо знают, какой они хотят видеть свою будущую семью. Все старались нарисовать как можно ярче и подробнее, лишь несколько детей изобразили свою родительскую семью, объяснив при этом, что их семья через 10–15 лет останется прежней.

Еще обнаружилась четкая зависимость образа будущей семьи ребенка от его настоящей семьи – атмосферы, состава семьи, ролей.

Следующая тенденция: равноправие и даже некоторый унитаризм между мужем и женой. На рисунках муж и жена изображены в одинаковых позах, одного роста. На некоторых рисунках муж и жена даже одинаково одеты – в костюмы, не подчеркивающие их полового различия (брюки, куртки). Однако имеет место и тенденция соблюдения семейных ролей и разграничения полномочий мужа и жены: почти на всех рисунках мать нарисована рядом с детьми, а отец несколько отстранен от них.

Между тем выяснилась модель будущей семьи: наиболее часто дети изображают нуклеарную семью, в которую не включены никакие члены семьи, кроме родителей и детей. Типичная семья в глазах ребенка – два родителя с одним или двумя детьми, живущие в загородном доме и имеющие автомобиль.

Тот факт, что дети не включают третьего поколения в свою будущую семью, раскрывает характерную для современной семьи проблему – слабую связь между родителями и детьми, возможные конфликты и разногласия. И главное, неприятие индивидами своих родителей как членов собственной будущей семьи.

Для значительной части детей семьей считается уже пара из одного родителя и ребенка, причем авторами таких рисунков не всегда являются дети из неполных семей. Это говорит о том, что брачные отношения у детей слабее ассоциируются с понятием семьи, чем отцовство или материнство. Иными словами, главная черта, характеризующая семью для детей, принявших участие в исследовании, – это наличие детей у одного или обоих родителей. Вместе с этим, как показывает исследование, дети не видят свою семью многодетной – только на двух рисунках изображено больше двух детей.

Метод неоконченных предложений

Этот метод содержит элемент игры и творчества, предполагает непрямой контакт ребенка с исследователем, что снижает риск получения неискренних ответов на вопросы. Наконец, этот метод способен несколько формализовать детскую фантазию и получить данные именно по той проблематике, которая определена. Инструментарий представлял собой 12 начал предложений на тему «Моя будущая семья».

Полученные данные и подтверждали, и опровергали картину, которая сложилась в ходе исследования рисуночным методом. Нуклеарность семьи в детском представлении подтвердилась. Хотя дети охотно вспоминали своих дедушек и бабушек, причисляли их к членам своей семьи, но жить со своей семьей они будут в отдельном доме, а родителей «поселят» рядом, по соседству.

Когда мальчики и девочки отвечали на вопросы, кем будут работать их будущие жены и мужья, кто будет главным в семье, то объясняли, почему они так считают, и нам удалось рассмотреть ролевой аспект детского образа семьи. И мальчики, и девочки довольно часто отвечали, что «мужчина в семье должен быть главным», что «жена должна воспитывать детей и муж сделает все, чтобы ей не пришлось работать». Были противоположные мнения: «в семье решения должна принимать женщина», «жена будет работать кем ей захочется, мне это все равно». И наконец, выявилась третья тенденция: признавать главными в семье своих родителей, «потому что они будут помогать нам вести хозяйство и давать советы».

Дети рассказывали о том, чего они никогда не будут делать в своей семье: пьянствовать, курить, грубить, применять силу, наказывать детей. На вопрос, что они будут делать в семье, были получены ответы, в целом сводящиеся к модели положительного семьянина: гулять с детьми, помогать близким, зарабатывать деньги.

Был дан ответ и на вопрос: что дети считают главной угрозой своей семье? Оказалось, счастью может помешать и сварливый сосед, и собственный упрямый характер, и война, и материальные затруднения.

Александра ЧКАНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru