Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Гусев Владимир

Виртуальная тусовка

Здесь все так же, как и в реальном мире: подростки встречаются, сотрудничают, дружат, даже влюбляются. Но интересно найти отличия. Почему все же здесь, а не там?

C 2001-го по 2007 год интернет-аудитория увеличилась с 5% до 25% населения страны. Молодые люди «ходят» в интернет не столько за информацией, сколько за общением: в чаты, на форумы, в «аську», на электронную почту, в Живой журнал, который скорее – публичный дневник и самый крупный блог в Сети. В его пространстве возможности для самопрезентации, знакомств, общения практически неограниченны. Охват международный. Популярность всевозрастающая...

Общение на расстоянии...

Первое и главное отличие виртуального мира – здесь невозможно воздействовать на собеседника вживую, физически. Нельзя посмотреть в глаза и «все понять», выходит, иронию можно воспринять как насмешку, а беззлобное подшучивание – как издевку. Нельзя молча обнять человека, которому, как ты понимаешь, сейчас очень трудно. Хотя и тут необходима конкретность и честность ответного слова. Да и ударить нельзя! Значит ли это, что опосредованность словом делает общение более гуманным? Считается, что интернет-общение рождает безнаказанность. Но это спорно.

Да, нужны крепкие нервы, чтобы выдержать стаи пикирующих комментаторов. Казалось бы, тебе ничто не угрожает физически, в ухо никто не орет. И всего-то дел – выключить компьютер, тут и спору конец. Но нет. Удерживают задетая гордость, упрямство, жажда «последнего слова». Но здесь его не бывает, ветка комментариев может не кончаться сутками. В реальности такие словопрения немыслимы, хотя некоторые методы давления на оппонента такие же, как в жизни. ЖЖ-гопники всегда богаты на обещания «встретиться – разобраться». Разумеется, все это так и остается в HTML-просторах, но привычка та же: гнобить стаей.

Есть вещи, которые в одиночку не воспринимаются. Юмор, например. Прочитав-увидев смешное, тотчас хочешь поделиться с другим человеком. Выкладывать забавные картинки, ролики, реже тексты – любимое дело пользователей-аниматоров, массовиков-затейников. У меня в ленте есть такой юзер, slavkat. За день он вываливает по шесть-семь постов подобного. Читать его интересно, но это скорее исключение. В основном в таких журналах куча вторсырья, боянов (бородатых шуток).

…и практически без слов

Живой журнал – это медиа с широкими возможностями, поэтому мало кто из активных пользователей ограничивается текстом. На страничках появляются и фотографии, и видеоролики. Некоторые ведут исключительно фотоблог. Пример фотоблога: http://users.livejournal.com/dea__/profile.

Кто-то выставляет собственные работы, и в комментариях идет «разбор полетов». Юзер taliltka делает кукол и вывешивает в своем ЖЖ их фотоснимки. Это выставка-продажа. Понравилась кукла – пиши, приезжай, забирай. Никаких налогов с продаж или денег за рекламу. А кто-то каждый день помещает фото из серии «Это мы с друзьями отдыхаем» – отпишись, если тебе не нравится.

Отдельные юзеры объединяются в коммьюнити, сообщества по интересам. Таких сообществ тысячи, есть проекты очень интересные, например, западный «A day in my life» – «Один день моей жизни».

Видеоролики выкладывают в огромном количестве, тут используются сервисы you tube и ru tube. Формат видео репрезентативен, дает много возможностей. Молодой человек может снять мини-фильм и показать его в Сети. И пусть журнал – это показ уже второго порядка (в самом youtube сидит огромная интернациональная аудитория), но зато в журнале тебя видят самые разные люди, даже те, кому и в голову раньше не приходило отслеживать ролики по Сети. Опять же есть надежда: вот твой клип уже смотрит продюсер музканала или рекорд-лейбла… Игра может перейти в реальную жизнь.

…на острые темы

ЖЖ богат провокациями всякого рода: от сексуальных до интеллектуальных. Не на последнем месте политические. Политика – это вообще самая популярная сфера журнала. Главное направление – противостояние националистов (неофашистов в частности) и антифа. Есть среди юзеров и славянофилы, и коммунисты с идеей железного занавеса, и фашисты. Но все одинаково пользуются интернет-услугой, серверы которой стоят в Калифорнии. Услугой, созданной для того, чтобы объединять людей всего мира.

В ходу и такая провокация, как слух, сплетня. Бывает, человек сам что-то сочинит и опишет как бывшее с ним или и впрямь курьез, имевший место, перескажет – не разберешь, но люди живо откликаются. Например, на сообщение о том, что поезда метро по габаритам не проходят в новые туннели, откликнулись тысячи, автор мгновенно вышел в топ. Но если пользователи заподозрят, что это всего лишь борьба за рейтинг, они очень агрессивно начинают реагировать.

Популярны опросы и голосования, флэш-мобы. В постах из этой категории идет прямой призыв: оставьте комментарий! Проще всего спросить: «Друзья, а как вы думаете…» – и закипело: один написал, второй ему ответил, третий возразил. И что удобно – весь спор автоматически запротоколирован. Всегда есть на что сослаться, процитировать. Так что говорящие про «безнаказанность» виртуального общения не совсем правы: кто прав, кто виноват – известно, все доказательства на виду.

И все же главная провокация – сама Сеть. Она держит крепко. И тут никуда не деться: с искушениями человеку приходится бороться самому.

Рейтинг@Mail.ru