Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Печатникова Людмила

Как не спугнуть любознательность?

Прежде всего нужно выстроить образовательную среду по тем законам, по которым ребенок естественным образом познает мир

Зимой мы часто водим учеников на экскурсии в музеи. Понятно, на улице холодно, снежно, а в музее тепло и уютно. Хочется, чтобы дети встречались с миром науки, природы, с искусством. К сожалению, несмотря на обилие табличек и экспонатов, встреча не случается. Взгляд посетителей равнодушно скользит по многочисленным витринам, голос экскурсовода пролетает над головой. Чудесный мир, заключенный в музейной коллекции, словно бы отгорожен от ребят стеной. Но оказывается, разрушить эту стену не так сложно: достаточно организовать экспозицию в соответствии с желаниями детей, а не вопреки им.

И такие музеи уже есть.

Музей мечты

В этом музее живой природы экскурсия начинается с прогулки по окрестностям. Дорожка идет то по лесу, то по лугу, через болото проложены удобные деревянные мостки. Время от времени попадаются фотографии – именно тот пейзаж, который ты видишь перед собой. На фотографиях подписи – названия всего того, что растет, бегает, летает вокруг. Чуть пониже на шнурках болтаются таблички. Их берешь в руки, вертишь, выбираешь. С одной стороны на табличке изображение птицы (травки, мышки), которую ты видел на большой фотографии, а на обратной стороне – короткая информация о том, как живет, чем питается данный биологический индивид. Можешь идти и просто любоваться деревьями, воздухом дышать. Можешь узнать, как называется все, что тебя окружает.

По пути попадаются смотровые вышки. Большинство посетителей музея – дети, их хлебом не корми – дай полазить. Пожалуйста, лезьте. Винтовая лестница, несколько площадок для отдыха. Сверху вид на полмира. Смотрю, опершись на высокие перила: безопасно, ни за что не свалишься. В нижней части перил сделаны окошки по всему периметру. Это для маленьких посетителей. Чтобы могли тоже на мир сверху посмотреть, сами, не обращаясь за помощью к взрослым.

Дети отличаются способностью постоянно что-то жевать. Это тоже предусмотрено. Вдоль дороги, через каждые 15–20 минут, стоят беседки со столиком и скамейкой. Присаживайся, устрой пикник: съешь свою шоколадку, запей соком, для мусора – симпатичный разукрашенный пенек, и не скажешь, что урна. А пока жуешь, можно, например, в телескоп заглянуть, он тут же к перилам прикреплен, у его основания звездная карта, на которой отмечена наша земля, на ней точка – музей. Мы здесь.

В дальней точке маршрута – большая поляна с кучей бревен, веток, веревок, сухой травы, тростника – естественный строительный материал. Основной источник его – лес, луг. Можно построить себе шалаш, дом. Это дело долгое. За день не успеть. Незаконченную постройку завершит другая команда архитекторов. А ты, когда приедешь в музей еще раз, достроишь чей-нибудь вигвам.

Нагулявшись вволю, экскурсанты заходят в дом. Маленький двухэтажный особняк. В каждой комнате полно чудес. Здесь есть ответы на все вопросы, возникшие во время прогулки. И новые вопросы тоже есть.

Шкафы с ящиками – выдвигаешь их по очереди, а внутри всякая всячина. Хрупкие экспонаты вроде бабочек под стеклом. Обычную сухую траву, листья, птичьи гнезда с яичками, перья, шишки, мох – можно трогать. Они пахнут не пылью, а лесом. При желании про каждый экспонат можно узнать все, что хочешь, от названия (оно написано внутри ящика) до самых мелких подробностей. Что не найдешь на табличках, вычитаешь в книгах, расставленных по полкам. Информация распределена порциями. И каждую новую порцию ты должен добыть сам – в прямом смысле: достать с полки, из ящика, открыть крышку, повернуть колесико, табличку. Никто не сделает это за тебя, но никто и не осудит, если не пойдешь в глубины знаний. Имеешь право остановиться в любой момент.

Есть витрины, как в любом биологическом музее, где расставлены чучела птиц, насекомых, зверьков, чтобы было похоже на уголок природы. Рядом с каждой витриной – наушники и куча кнопок. Будешь нажимать – услышишь голоса всех птиц, зверушек, жужжание насекомых. Можно слушать каждого в отдельности, а можно нажать сразу несколько кнопок и услышать целый оркестр. Возле кнопок только цифры, не названия. Знатоки угадывают по голосу исполнителя. Профаны ищут на плакате, как выглядит и как называется тот, кого они слышали, нажав кнопку № 5.

В музее, как в лесу, несколько ярусов. Самое интересное для малышей располагается очень низко. Например, рукоятка большого диска. Если покрутить ее, то в окошечке будут меняться картинки. Сначала пейзаж дневной: солнце светит, заяц бежит, лиса в кустах прячется, дятел на сосне. И вот наступила ночь. Луна в небе, филин летит с горящими глазами, волк из-за дерева выглядывает. Малыши в восторге крутят ручку, копаются в сухой листве в нижних ящиках шкафов, листают яркие книжки с картинками. На низких столиках листы бумаги, карандаши, фломастеры. Можно нарисовать то, что увидел. Лучшие рисунки сотрудники развесят вдоль лестниц, в кафе, в холле.

Для ребят постарше – книги потолще, полки и столы повыше. На них уже не только бумага и карандаши, но и микроскопы, предметные стекла, готовые препараты и материал для самостоятельной работы. Тоже можно рисовать, но уже гораздо более сложные картинки: клетку, строение цветка.

Отдельная комната – для представлений. Здесь в шкафах висят костюмы зверей и птиц, на полках лежат перчаточные куклы. Конечно, тоже звери и птицы. Небольшое возвышение – сцена. Все увиденное, узнанное можно разыграть, пережить, дофантазировать. С организованными экскурсантами спектакль устроят сотрудники музея, посетители–одиночки могут сами надеть костюмы, сочинить пьесу с родителями, с друзьями. Впрочем, сотрудники музея всегда готовы прийти на помощь, ответить на любой вопрос. Они сидят в центре холла, у всех на виду, и посетители подходят к ним, спрашивают, зовут с собой в зал, чтобы показать что-то непонятное, проконсультироваться.

На первом этаже кафе с огромными окнами, в которые видно лес. Чай, пицца, бутерброды, пирожные.

Пролетел целый день, который ты прожил так, как считал нужным. Узнал, увидел столько, сколько смог, сколько захотел. Никаких обязательных лекций, никаких контрольных вопросов. Никаких приказов: посмотрите направо, повернитесь налево, руками не трогать. Только мне почему-то кажется, ребята узнают, понимают в таком музее гораздо больше, чем из самой лучшей экскурсии.

Раскрываем секрет

Музей мечты, описанный выше, находится в Финляндии, в пригороде Хельсинки (http://english.espoo.fi/). Это частный дом, владельцы которого захотели познакомить детей с миром живой природы. Музей, кстати, бесплатный. Прибыль, помимо удовольствия от воплощения замысла, владельцы получают от работы кафе, от продажи всяких сувениров: маечек, портфелей, блокнотов, магнитов на холодильники, значков. И конечно, от государства, которое поддерживает такие общественные инициативы.

Дело не в одной государственной поддержке. Дело в том, как музейное пространство взаимодействует с человеком, как вовлекает в процесс познания, не принуждая, уважая каждое движение и желание.

В крошечном финском городке в Музее купеческого быта, где снова можно было трогать руками большую часть экспонатов, обсуждать с консультантами назначение тех или иных предметов, в каждом зале царил особенный запах: на кухне пахло кофе, в спальне – лавандой, в кабинете – табаком. «Чтобы вы почувствовали себя в настоящем доме, где живут люди, а не в музее», – объяснил консультант.

В Стокгольме есть музей «Вассы», корабля, затонувшего в XVII веке сразу после спуска на воду. Неудачная конструкция. Но шведы подняли корабль со дна и возвели вокруг него целый музейный комплекс. Здесь вы найдете портреты всей команды, каждого пассажира «Вассы», увидите, как строился и как тонул корабль, услышите скрип мачты и барочную лютню. А на последнем этаже, куда забираются только шустрые подростки, выстроились в ряд компьютеры, при помощи которых вы можете построить свой вариант корабля, только более устойчивый. Перед игроком вся древняя Швеция, все ресурсы, которыми она располагает: строительный материал, продукты, чтобы кормить рабочих. Тут тебе и география, и история, и математика, физика. Еще и дизайн. Ведь корабль украшали.

Напротив музея «Вассы» – дом героев Астрид Линдгрен. Здесь не просто все всем можно – здесь дети имеют преимущество перед взрослыми. Им легче забраться в маленькие хижины Пэппи и Карлсона, спуститься по водосточной трубе, улечься в крошечной кроватке. Конечно, организаторам очень хотелось, чтобы ребята узнали что-то про замечательную писательницу, сочинившую такие интересные книжки. Конечно, они понимали, что дети не будут разглядывать фотографии на стенах. Поэтому те же самые фотографии, краткие биографические подробности создатели музея спрятали в комоде. Какой бы ящик ты ни открыл, перед тобой откроется страница жизни Астрид Линдгрен: вот ее детские фотографии, вот она молодая мама, вот ей вручают какие-то премии. А на книжных полках стоят толстенные яркие тома. Вытаскиваешь, а там фотография человека, получившего премию имени Астрид Линдгрен. Тоже хороший писатель наверняка. Может, захочется почитать после музея.

Ни в одном таком музее я не встретила таблички «Продолжение осмотра», потому что человек сам решает, откуда ему хочется начать, куда завернуть и когда закончить. А экспозиция устроена так, чтобы разным по возрасту, по интересам посетителям (обычным детям, людям – не только высокоинтеллектуальным специалистам) было интересно и удобно. Чтобы в любой момент и в любой точке они могли войти в пространство культуры.

Рейтинг@Mail.ru