Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ


Чтобы тест был обучающим

Педагог может составить его сам по знакомому ученикам материалу учебника. С таким тестом подготовка к ЕГЭ становится проще

В начале самой продолжительной и напряженной четверти проблема подготовки к ЕГЭ обретает особую актуальность. Решая эту задачу, учителя обычно обращаются ко всевозможным методическим пособиям. Но, к сожалению,

качество многих из них, мягко говоря, сомнительно. Кроме того, пособия, как правило, не охватывают весь спектр заданий, которые могут встретиться в тесте по конкретному предмету. А предугадать, какие именно сюжеты, к примеру из курса истории, будут включены в окончательный вариант КИМов, невозможно.

Выход предлагает профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского Валерий Кадневский. Его авторская методика основана на идее «максимальной формализации материала учебников», то есть перевода всего учебного материала в тестовый формат.

Этот подход уже апробирован в работе со слушателями подготовительного отделения Омского госуниверситета. Результаты впечатляют: в последние годы от 90 до 100% слушателей подготовительного отделения становятся студентами, тогда как в 1990–1994 годах количество поступавших составляло не более 40–50% от общего числа слушателей.

Освоив методику, учитель может самостоятельно составлять различные тестовые задания. Это, например, позволяет педагогу восполнить пробелы пособия, в котором отсутствуют задания к каким-либо параграфам конкретного учебника. Или даже самому создать пособие в рукописном или компьютерном варианте.

Принципы перевода текста учебника в тестовые задания применимы не только к истории, но также и к биологии, химии, математике и другим предметам.

Три сюжета вокруг одного «венчания»…

Основной принцип перевода: задания в тесте должны соответствовать последовательности изложения материала в учебнике.

Рассмотрим превращение текста учебника в обучающие тесты на конкретном примере. В учебнике А.Н.Сахарова, В.И.Буганова «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (М.:, 2003, стр. 37–38) есть тема «Восточно-славянские племена в VIII–IX веках». В этой части учебника рассказывается о том, как в течение VIII века шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов.

Чтобы читатель мог лучше представить, о чем идет речь, приведем несколько небольших фрагментов из текста учебника.

«В Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян, т.е. жителей полей. Их центром стал город Киев. К северу от полян жили новгородские (приильменские) словене. Главными городами там со временем стали Ладога и Новгород. На северо-западе располагались древляне, т.е. жители лесов. Их главным городом был Искоростень... Утверждаясь на многих новых землях, славянские племена активно теснили местное население. Так, Ростов в вятской земле был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро – веси. Город Муром до поселения вятичей был главным поселением угро-финского племени мурома. Племена балтов, угро-финнов повсюду, как и в прежние времена, соседствовали со славянами и окружали их. Между славянами и окрестными племенами бывали столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими... На рубеже VIII–IX вв. поляне сумели освободиться от власти хазар и перестали уплачивать им дань. Другие же племена – радимичи, северяне и вятичи – еще оставались в зависимости от Хазарии».

К этому учебному материалу могут быть предложены следующие задания в тестовой форме:

1. В «Повести Временных лет» крупных восточно-славянских племенных союзов названо:

а) пять; б) семь; в) десять; г) двенадцать; д) пятнадцать.

2. Начало городу Киеву дало племя:

а) древлян; б) полян; в) волынян; г) словен; д) радимичей.

3. В Среднем Поднепровье к VIII в. сложился мощный союз племен, объединенных именем:

а) полян; б) древлян; в) словен; г) кривичей; д) вятичей.

4. Название племени дреговичей (дряговичей) происходит от слова «дрягва», что означало:

а) лес; б) плодородные возвышенности между лесами; в) болото; г) озеро; д) яблоневый сад.

5. В Древней Руси опольем называли:

а) межу между вспаханными участками; б) участок земли, очищенный от леса для пашни; в) большие полевые участки, свободные от леса; г) заброшенную пашню, заросшую кустарником; д) границы вспаханного участка.

6. Среди проживавших в VIII–IX вв. в Восточной Европе племен к славянам НЕ относятся:

а) кривичи; б) бужане; в) радимичи; г) хорваты; д) весь.

7. Дань хазарам в VIII–IX вв. платили племена:

а) бужан и полян; б) полян и северян; в) северян и радимичей; г) радимичей и вятичей; д) вятичей, северян, радимичей…

Всего по этой теме было подготовлено 36 тестовых заданий, которые перекрыли практически весь фрагмент учебника, посвященный восточно-славянским племенам.

Заметим, что тестовые задания можно использовать и в фасетном (вариативном) формате. В этом случае в каждом новом варианте меняется формулировка задания. Предположим, задание первого варианта теста звучит так: «В каком году венчался на царство Иван Грозный?» Во втором варианте может быть поставлен вопрос: «Кто венчался на царство в 1547 году?» А в третьем варианте дается следующая формулировка: «Обряд венчания на царство был разработан…» Составляя задания таким образом, мы сможем соблюсти один из важнейших принципов текстологии – принцип равной степени трудности каждого варианта экзаменационных тестов.

Во избежание подсказок правильные ответы в различных вариантах теста принято размещать под разными номерами.

Боевой генерал, уроженец штата Вирджиния?

Мы рассмотрели пример создания так называемых заданий закрытого типа с единственным правильным вариантом ответа. Но, как известно, в ЕГЭ включены также задания открытого типа, то есть задания, в которых отсутствуют варианты ответа, и экзаменуемый должен сформулировать ответ самостоятельно.

Составление заданий открытого типа мы проиллюстрируем на том же фрагменте учебного текста. Вот несколько примеров подобных заданий:

1. Автор «Повести Временных лет» насчитывает крупных восточно-славянских племенных союзов в количестве… (пятнадцать).

2. Центром племенного союза полян в IX в. был город… (Киев).

3. В районе озера Ильмень в IX в. расселились (укажите название племени)… (словене).

При составлении тестов педагогу важно избегать формулировок, допускающих двойное или многовариантное толкование ответа. В зарубежной литературе часто приводят следующий пример. Разработчик задания «Первым президентом США был...» наряду с ожидаемым ответом «Вашингтон» или «Джордж Вашингтон» получил и такие ответы: «боевой генерал», «мужчина», «уроженец штата Вирджиния», которые по неожиданным для разработчика основаниям правильно характеризовали президента с разных сторон. В то же время методически безупречной, исключающей вариативность ответа может быть формулировка: «Фамилия первого президента США …» или «Первым президентом США был (укажите фамилию) ...»

Но как быть с заданиями части «С», которые предполагают развернутый ответ?

Для подготовки к выполнению заданий такого рода имеет смысл практиковать еженедельное проведение письменных контрольных работ (домашних и аудиторных), в том числе и контрольных на составление эталонов экзаменационных ответов. В результате у большинства учеников формируется умение писать мини-изложение в соответствии с требованиями ЕГЭ. Примером подобного задания может быть эссе на тему «Формирование восточно-славянских племенных союзов и их расселение в VIII–IX веках».

Мы рекомендуем слушателям работать самостоятельно по схеме: прочел параграф в учебнике, закрепи его соответствующим материалом пособия из параграфа, изложенного в тестовой форме, попытайся написать к этому параграфу небольшое мини-изложение – это будет твоей подготовкой к выполнению заданий варианта «С» при выполнении теста ЕГЭ.

Кстати, самый лучший вариант – когда тест дублирует материал отдельного параграфа учебника. Но это правило не должно возводиться в догму. Дело в том, что, следуя ему, мы получаем обучающие тесты, которые могут значительно отличаться друг от друга по длине (количеству заданий в каждом тесте). Поэтому допускается разграничение тестов не по параграфам, а по количеству заданий, одинаковому для каждого теста.

Чтобы усилить эффект подготовки

Возможно также создание обучающих тестов по тематическому принципу. Например, разработчик тестов может вычленить из учебника все параграфы, посвященные истории культуры (истории войн, истории реформ и т.п.). Аналогичным образом можно создать тесты, где будут представлены в соответствии с хронологической последовательностью имена исторических деятелей или термины и понятия, даты и т.д.

Тесты локальной тематической направленности открывают дополнительные возможности для подготовки по методикам коллективного и индивидуального обучения. К примеру, эти тесты можно использовать в работе с учениками, которым нелегко дается усвоение военных событий. Или с теми, кто испытывает сложности с запоминанием дат, усвоением истории культуры, общественных движений… Создание таких тестов дает возможность школьникам не только сосредоточиться на сложных разделах учебного курса, но и дополнительно повторить программный материал. При необходимости его можно повторить и несколько раз. Подчеркнем, что только знания, полученные под разными углами зрения и повторявшиеся неоднократно, остаются в памяти как прочно усвоенные.

А еще больший эффект может быть достигнут, если привлечь самих учеников к составлению тестовых заданий.

О тестовой искушенности и не только

Системная работа с тестами развивает в первую очередь так называемую «тестовую искушенность». Под этим термином психологи подразумевают индивидуальный опыт (знание хотя бы элементарных приемов составления тестовых заданий), приобретенный в ходе выполнения различных тестов. Люди, обладающие подобным опытом, имеют некоторое преимущество перед теми, кто впервые сталкивается с тестовыми заданиями. По мнению известного американского текстолога А.Анастази, эти преимущества складываются из ранее преодоленного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, приобретенных навыков работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов. Психологи считают, что у людей, отличающихся повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями, недостаточная или полностью отсутствующая тестовая искушенность может привести к значительным искажениям результатов тестирования.

Опыт работы со слушателями подготовительного отделения Омского государственного университета показывает, что в случае, когда у молодого человека отсутствует тестовая искушенность, она быстро приобретается. А у тех, кто искушен в тестовых методиках, существенно увеличивается багаж знаний.

Вместе с тем не следует забывать о том, что тесты не являются универсальным инструментом обучения и контроля и не отменяют других методов, признанных в педагогике.

Валерий КАДНЕВСКИЙ, кандидат исторических наук, профессор

Публикация статьи произведена при поддержке факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Посетив официальный сайт филологического факультета ОмГУ, который располагается по адресу http://pr-omgu.info/, Вы сможете подробно ознакомиться с историей создания специальности "Связи с общественностью", ознакомиться с преподавательским составом факультета и программой работы профориентационных курсов, найдете полезные статьи по филологии, журналистике, рекламе, PR и многие полезные и интересные материалы.

Рейтинг@Mail.ru