Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Уроки местного самоуправления

Чему может научить школьников молодежный парламент, если он обладает реальными полномочиями

Школьное самоуправление – вещь знакомая и ставшая уже привычной в наших школах. Ученические парламенты, республики, президенты… Школьники на день получают власть над школой. Но по большому счету и взрослые всерьез не относятся к старшеклассникам, и сами они не готовы к настоящей работе.

На этом фоне особенно интересен опыт Андреевки – небольшого сельского поселения в Пермском крае. Здесь глава местной администрации Вера Болотова с 2005 года вместе со своими специалистами проводит уроки по основам местного самоуправления. Сказать, что Вере Александровне удалось поднять гражданское самосознание школьников до невиданных высот, нельзя. Однако те изменения, которые произошли в сознании односельчан, не только старшеклассников, стоят внимания. Возможно, через пять-шесть лет такой работы Андреевка действительно преобразится.

Кому нужнее наши дети?

Идея проводить такие уроки появилась у Веры Болотовой после участия в проекте «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России». Его проводил Всемирный банк с 2004-го по 2006 год. Целью проекта было научить местную власть финансовым навыкам и навыкам правовой работы, а также изменить каналы принятия решений – включить в них население.

Проще говоря, научить муниципальные власти работать по-новому и дать жителям понимание, что они могут и должны влиять на жизнь своих поселений. С 2005 года в действие вступил 131-й закон – «О местном самоуправлении». Он разграничил полномочия районных и муниципальных властей. Жители должны были выбрать глав и депутатов местных Советов, которые формировали бюджет поселения. В ведении района оставались здравоохранение, образование, капитальное строительство и дорожный ремонт. А поселения сами должны были заниматься вопросами благоустройства, ремонтом зданий, сбором имущественных налогов.

В процессе работы на семинарах и конференциях Вера Александровна услышала одно из удививших ее требований: чтобы специалисты проекта больше уделяли внимания молодежи.

– Им, иностранцам, было важно, какими вырастут наши дети, – говорит Болотова. – Потому что именно они будут определять жизнь села в будущем. Тогда я задумалась: а почему американцам наша молодежь важнее, чем нам самим?

Полная планов, глава администрации вернулась в родную Андреевку. Но тут выяснилось, что взрослые совершенно не хотели участвовать в жизни поселения, вникать в сложности формирования бюджета и уж совсем не желали слышать ни о какой собственной ответственности.

– Мы привыкли, что советская власть все делает за нас, – разводит руками Болотова. – Невозможно было решить даже элементарный вопрос с уличным освещением. Вот на собрании мы договорились, что все сдают по 50 рублей. Кто-то сдал, кто-то нет. Но с чего ты решил, что можешь не сдавать деньги, раз все сдают? И так по любому вопросу.

Тогда Вера Александровна поняла, что нужно работать с детьми – самыми отзывчивыми и готовыми к изменениям жителями поселения.

И она пошла в школу.

Флаг, герб и деревянная горка

– Наша задача была в том, чтобы перестроить мышление старшеклассников, чтобы они понимали, где и по каким законам они живут, – говорит Вера Александровна. – Конечно, это произошло не сразу.

С детьми встречались не только сама Болотова и ее специалисты, к ним приезжал глава Оханского района, где расположена Андреевка, и даже вице-губернатор Пермского края.

Эта работа дала свои плоды.

– Я поразилась, как много ребят приняли участие в разработке геральдики нашего поселения, – отмечает Болотова. – Ведь никто их этому не учил. Это было их самостоятельное решение – жить в другом общественном состоянии.

Действительно, такая малость – придумать герб и флаг для своего села. Но если подумать, то всякий геральдический знак – это обретение своего лица, отличного от других. И из такой малости, быть может, и вырастает гражданское общество.

На геральдике Болотова не остановилась. В поселении был создан молодежный парламент – не школьный, подчеркивает она, а именно молодежный, при местном Совете депутатов. И вопросы члены этого парламента решают совсем не учебные – например, для проекта бюджета 2007 года они выдвинули 46 предложений.

Часть из них была, конечно, совершенно утопична: построить стадион, вышку мобильной связи, провести водопровод.

Но часть была принята – например, организовать кинопрокат в Доме культуры.

В этой работе были важны и ошибки школьников: кропотливо разбирая их, Вера Александровна показывала, из чего формируется бюджет поселения, на что расходуются средства. Если потратить все деньги на вышку сотовой связи, то не будет средств для покупки спортинвентаря в ДК или на зарплату для детей, работающих в детском лагере.

По каждому предложению молодежного парламента Болотова отчитывалась перед его членами.

Это тоже было внове для детей – чтобы глава поселения всерьез воспринимала их и подробно работала с их предложениями как с реальными документами.

– Мы начали знакомить ребят с работой исполнительной власти, потом перешли к представительной, – говорит Болотова. – А теперь я хочу, чтобы они попытались разработать свой закон для поселения.

В небольших поселениях вся жизнь людей взаимосвязана. Вслед за такой активностью детей что-то начали делать и взрослые.

Так, бригадир местной Горелянской бригады лесхоза сам пришел к главе и предложил построить деревянную горку. Достал материал и построил вместе с рабочими.

– Сам пришел, – поражается Вера Александровна. – У нас никогда горки не было – всегда страх какой-то, что доски выломают, разберут. Все дети ходили кататься на угоры – это холмы рядом с поселением.

Как только горка появилась, все дети начали собираться вокруг нее. Она сразу стала центром игр и местом встреч. Как некая точка фокусировки общественных интересов, она начала организовывать пространство, предлагать варианты дальнейшего развития.

– Теперь бригадир хочет каток залить возле нее, – смеется Болотова. – Хотя ни в одной семье еще коньков нет. Но тут уж достаточно, чтобы у одного коньки появились.

Казалось бы, такая мелочь – деревянная горка. Но вот она возникла, и жизнь села немного, но изменилась.

Тайное голосование

Впрочем, сами школьники тоже делают в селе немало – работают в летнем лагере, помогают пенсионерам (получая за это маленькую, но зарплату). Кое-кто из ребят ведет дворовые спортплощадки – получает инвентарь в ДК, следит за порядком и тоже получает зарплату. Ребята ухаживают за цветниками, посадками сосен и кедров, разносят извещения администрации по адресам – обычная детская работа на селе. Но важно, как они ее понимают – не как унылые и обязательные трудовые занятия, а как работу для собственного села.

В конечном счете именно этого – понимания законов, по которым существует поселение, – и добивается от взрослых и детей Болотова.

Она проводит квартальные отчеты по исполнению бюджета, хотя не обязана это делать. Постоянно просит жителей вносить свои предложения по расходованию средств. А в 2006 году Андреевка взяла на себя полномочия по регистрации браков, хотя это прерогатива района.

– Это же праздник, – улыбается Болотова, – наших жителей. Для каждой церемонии мы готовим отдельный сценарий. Вообще отмечаем всех лучших людей нашего поселения – это важно, ведь каждый человек должен понять, что он нужен, сколько бы ему лет ни было.

Вера Александровна – мастер нестандартных задумок. Выбирая лучшего ученика, она прошла по всем классам. Дети тайно голосовали и в итоге выбрали «Лучшего ученика школы». А заодно и лучшего учителя. При этом директора и учителей глава просто поставила перед фактом – или вы соглашаетесь, или игнорируете выбор всей школы.

Конечно, праздник награждения «Лучшего ученика и учителя» прошел на ура.

Праздники, собрания, концерты творческого коллектива «Молодость» – вокруг этих значимых событий сельской жизни как некоторых опорных пунктов и выстраивается работа Болотовой. Она всегда находит возможность объединить людей, дать им чувство общности. Подарки дарятся от имени поселения, потому что у администрации нет своих денег – все это средства людей.

И теперь жители сами предлагают: давайте поддержим Дом культуры или прибавим денег здравоохранению (хотя это тоже обязанность района). Так что получается, что после введения 131-го закона денег у поселения стало меньше, но расходоваться они стали эффективнее.

– Это миф, что районная власть лучше знает нужды поселений, – говорит Вера Александровна. – Только когда ввели закон, мы стали понимать, чего именно хотят люди.

Об успешности работы Болотовой может свидетельствовать тот факт, что когда из района приезжали отчитываться по исполнению районного бюджета, членов комиссии поразило отсутствие вопросов, касающихся компетенции поселения. Жители Андреевки четко разделяли полномочия своей администрации и районной и задавали конкретные вопросы по проблемам, находящимся в ведении района.

Как показывают прямые линии с президентом, когда ему обычно задают вопросы о проведении газопровода в каком-нибудь селе, подобное понимание отсутствует у большинства населения России.

Школьное поле как пробный шар

Когда я был в Андреевке, молодежный парламент уже разработал законопроект по самоуправлению школы. Он выиграл конкурс Законодательного собрания Пермского края. Скажем честно, законопроект пока лишь декларация желаемого без какого-либо конкретного механизма воплощения. Но укорять ребят не стоит – они в самом начале пути. Прожектерством страдает немало законопроектов и в Госдуме.

– Знать, как принимаются законы, нужно, чтобы иметь возможность изменить свою жизнь к лучшему, – заметил в завершение встречи один из членов молодежного парламента.

Мысль верная, но было видно, что ребята еще не готовы брать на себя ответственность и решать проблемы поселения. Например, рядом со школой есть заброшенное футбольное поле. Дети предлагали его обустроить, приходили к главе с проектами, но когда дело дошло до реальной работы, у всех нашлись свои дела.

Значит, работа Болотовой только начинается.

Один мальчик внес в предложения молодежного парламента чудесный пункт: «расширить ассортимент продаваемых в магазине велосипедов». Это при том, что можно заказать любой велосипед, который потом привезут в Андреевку. Но мальчик смотрит телевизор и видит городские витрины с огромным выбором. И хочет того же – не купить красивый велосипед, а иметь возможность выбрать любой.

Именно этого – пробудить такое желание, показать детям и взрослым, что они, жители сельского поселения Андреевка, могут выбирать и строить свою жизнь по собственному разумению, – и добивается Вера Александровна.

Я надеюсь, что у нее все получится.

Рейтинг@Mail.ru