Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Учить со вкусом или что такое красивый урок

Образование случается тогда, когда знание приходит к человеку вместе с личным сопереживанием

Проблемных детей в классах все больше, а требования к учителю все выше. И нам самим порой трудно понять, как мы все-таки добиваемся успеха. При том что пользуемся компьютерными технологиями, не знаем, к чему приведет технологический подход к образованию человека. И это стремление к быстрому результату, к рентабельности и финансируемости образовательных услуг. И эта шкала измерения результатов работы учителя, которая разрушает представления о природе образования настолько, что переводит его в свою противоположность.

Мышление как бы заблудилось. Во всяком случае, направляясь в класс, мы далеки от внутренней гармонии. Мы наполнены методами ad hoc – методами «на случай», «на этот момент», которые древние латиняне считали опасными, разрушающими целостность. Мы больше готовы к манипуляции свойствами педагогических объектов, чем к пониманию их природы. Мы, наконец, привыкли к отсутствию мнений у детей. Но проблема не в том, что «теперь все так», а в том, что это «так» нам смутно не нравится…

О красоте учения

Учителя всегда высоко ценят бескорыстный, эмоциональный интерес учеников к предмету – ведь это первый, самый надежный признак потребности в познании, весточка о том, что научить удастся без долгой борьбы, что результат явится непредсказуемо: вдруг сам собой возникнет нужный тактический прием, который и не планировался, но благодаря которому образовательный момент случился. Это и называется учить красиво, со вкусом.

Критерий красоты как мера оценки деятельности человека настолько древний, широко признанный, универсальный, что прочие критерии располагаются вслед. Полезность, например. Утилитарная полезность метода, действия, поступка не делает их красивыми. А вот красивое обязательно полезно. Интуитивно педагогика это признает. К примеру, мы обсуждаем урок: интересный, удачный, понравился, оставил впечатление – вначале оперируем эстетическими понятиями, в основе которых лежит чувство красоты, а уж под них подводим аналитику.

На картине и в реальности

Есть свой тип красоты в образовательных технологиях: простота, логика, неизбежность достижения результата. В них сведение сложного к простому достигается открытием общего принципа, облегчающего понимание явлений. Но зачастую, пользуясь готовыми технологиями, мы лишь воспроизводим шаги алгоритма, не делая усилий по осознанию этого самого «общего принципа». В результате то, что выглядит красиво – как программный продукт, в педагогическом воплощении таковым не становится. Типичные расхождения: первоначальные сложности, пропущенные через сито непонятных шагов, еще более затемняются; форма подачи, которая на бумаге выглядела целостной, при фронтальной работе рассыпается, а записанные на бумаге ценности (развитие, к примеру) в живом действии никак не просматриваются.

Каждый сталкивался с этим: программа, проект, план, методика, презентация могут быть хороши сами по себе, а в «переводе» на практику – оказаться бесполезными, если не вредными. И все потому, что каждый объект красив тогда, когда сообразен своей цели. Например, объект под названием «урок» становится ценностно и эстетически значимым не тогда, когда он воспроизводит формы других текстов-объектов, а когда имеет собственную целесообразность, то есть когда он организован, структурирован сообразно своему назначению в жизни человека. Об этом назначении знают все: развитие личности человека и содействие развитию общества. Значит, все-таки урок – это в первую очередь про конкретных детей, а красивый урок – про то, как знание приходит к человеку вместе с личным сопереживанием.

О пользе сообразных природе методов

И тут все непросто. Деятельность мозга, в результате которой возникает эмоциональная реакция сопереживания, протекает на неосознаваемом уровне, мы же обращаемся к сознанию, к оперированию знанием: с помощью образцов технологии и художественных образов учим отделять знание от себя и передавать. Секрет успешных учителей в том, что они то и дело обращаются к жизненному опыту учеников и к их интуиции. Поэтому они, как правило, придают большое значение вещам, казалось бы, малозначительным. Подражательному поведению, например. Из него возникает «личностное знание», которое обычно не осознается ни обучающим, ни обучаемым и которое передается без помощи слов. Цель достигается путем следования ряду неявных норм или правил. Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик подсознательно осваивает эти нормы. И тут главное – есть ли что ученикам наблюдать. Думает ли учитель вслух, часто ли выступает как рассказчик и комментатор, как относится к нештатным ситуациям – шутит, гневается? Вот эта повседневная профессиональная жизнь учителя на глазах учеников образовывает в первую очередь. Но цены ей, разумеется, не назначено.

Во-вторых, успешные учителя обязательно берут в союзники творческую интуицию детей. Не размышляя, «откуда дети могут это знать», не восклицая: «Ты сначала правила выучи, а потом фантазируй», они доверяют представлениям ребенка, не гнушаются наивными гипотезами, радуются их догадкам – прямое обращение к бессознательному. Понятно: чтобы оценить красоту детских неправильностей, уметь с ними работать, учитель сам должен обладать творческой интуицией, а это не «прием на случай». Но мы же говорим о красоте обучения! О чем-то естественном.

Как не спутать новый стиль и существо дела

Представление о том, что успешный учитель – это обязательно учитель с компьютером, содержит очень большой элемент недоверия к личности учителя и ученика, к живому вообще. Хорошая презентация красива, но вовсе не в педагогическом смысле. Методики работы с презентациями любопытны, но не очаровывают так, как непосредственное предъявление мастерства учителя в живом взаимодействии с детьми. И если картина современного мира без информационных технологий непредставима, это вовсе не означает, что и во главу образования автоматически должен быть помещен компьютер. Нет, человек. Потому что назначение образования – развитие, а это не только информация, но и труд личности по обработке полученных впечатлений. Самый что ни на есть человеческий труд творческого воображения.

Рейтинг@Mail.ru