Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Какого учителя сегодня можно назвать современным? И чем его профессиональные установки отличаются от принятых в традиционной школе? Об этом размышляет кандидат исторических наук директор московского Центра образования № 975 А.Пименов в статье «“Мозаика мыслей вслух” о некоторых принципах педагогической деятельности учителя» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2007 год). Обобщив свой двадцатилетний педагогический и тринадцатилетний управленческий опыт, автор пришел к выводу, что за последние десятилетия в школах увеличилось число учителей, которые отказались от некоторых распространенных в традиционной педагогике принципов работы, в том числе от следующих: «Я взрослый, более опытный, образованный, поэтому делай, как я говорю, уважай мое мнение, выполняй мои указания и распоряжения». «“Хозяин” на своем уроке я, и только я могу решать, объяснять или не объяснять детям критерии отметки, давать ли вторую контрольную за день или нет, пустить или выставить учащегося из класса».

По наблюдениям автора, педагоги, впитавшие в себя современные философские и педагогические идеи, стремятся придерживаться в своей практике иных профессиональных установок. Вот некоторые из них. «Я прежде всего вижу в каждом школьнике личность в ее становлении». «Я никогда не допущу оскорбления личности ученика, тем более методов психологического и физического насилия, так как это подрывает прежде всего мою профессиональную репутацию». «Я признаю тот факт, что жизнь детей в школе не ограничивается моим кабинетом, моими взглядами на образовательный процесс». «Я понимаю, что мои отношения с детьми во многом определяются моей заинтересованностью и проявляемым уважением к ним».

Чтобы дети и родители перестали бояться школы, должны измениться стиль и содержание общения ребенка со взрослыми. Таков главный тезис статьи старшего научного сотрудника Исследовательского центра семьи и детства РАО кандидата психологических наук А.Лунькова «Профессиональные компетенции: психологическая культура, диагностический подход. Как помочь ребенку в школе и дома» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 5 за 2007 год).

В частности, ученый обращает внимание учителей на несоответствие образовательного процесса психологической концепции деятельности. В соответствии с этой концепцией любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность: цель (мотив); способ (средство, план); исполнение (реализация); контроль; оценка. Ребенок, поступивший в первый класс, естественно, не может овладеть сразу всеми элементами учебной деятельности. Первоначально за ним закрепляется только звено исполнения, а элементы цели, способа, контроля и оценки закреплены за учителем. В течение первых двух лет обучения ребенку, как правило, этого достаточно, чтобы поддерживать желание учиться.

По мере расширения учебных возможностей школьника изменяется и мотивация его учения, и он уже в большей степени претендует на овладение остальными элементами учебной деятельности. Если взрослые идут навстречу этой новой мотивации, то интерес к учению не падает.

В этом же номере помещена стать доктора педагогических наук Марка Поташника «Почему в российских школах нет самоуправления: серьезная игра или игра в серьезность?».

По мнению автора, одна из самых острых проблем школьного самоуправления состоит в вопросе: как предоставить детям в школе не фиктивные, а реальные права? То есть у ребят должно быть право не только обсуждать что-то, но и право принимать решения, нести ответственность за них. К сожалению, учителя зачастую только декларируют право учеников влиять на решение тех или иных вопросов, но в реальности не позволяют детям это делать. Поэтому, кроме работы с педагогами, в образовательных учреждениях должны проводиться общешкольные акции, которые помогли бы и ребятам, и многим учителям понять, что руководство школы намерено серьезно развивать ученическое самоуправление.

В качестве примера такой акции в статье описывается история, когда по предложению ребят в школе были проведены зачеты по ряду предметов в форме общественного смотра знаний силами самих же учеников. Старшеклассники-экзаменаторы были так принципиальны, что завышенных оценок и в помине не было.

Рейтинг@Mail.ru