Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛА ГОТОВИТСЯ К НОВОМУ ГОДУ


Впустим праздник на урок!

Новогодние и рождественские традиции настолько разнообразны, что легко впишутся в любой школьный предмет

Новогодние и рождественские праздники, яркие, шумные, веселые, – перерыв в будничной размеренной жизни. В последние дни декабря школа наполняется атрибутами праздника: всюду готовится угощение, наряжают елки, шьют карнавальные костюмы, оформляют классы,

Дед Мороз пытается одновременно учить роль и примеривать бороду, директор бросает последний резерв на операцию «Антипетарда». Радостно, пестро, суматошно

в школе. И совсем не до учебы, не до уроков.

Но достаточно проявить немного фантазии, и наступающий праздник щедро поделится с вашим предметом новыми красками. Среди материалов фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за 2007 год есть разработки самых разных по форме учебных занятий, приуроченных к празднованию Нового года.

Вы можете воспользоваться идеями коллег или придумать свое воплощение интересной темы.

Почему коньки скользят, или Повторение

Наталья Юрьевна Бойцова, учитель физики из московской школы № 1208, предлагает устроить праздничный тематический конкурс «Зимние вопросы по физике». За несколько дней до события нужно вывесить нарядно оформленный ящик для вопросов, объявив, что любой желающий может придумать и опустить туда свой вариант задания. И на всякий случай уточнить, что вопросы должны быть связаны со знанием физических законов. Автор приводит целый список интересных вопросов, придуманных ребятами.

Когда начинается и когда заканчивается астрономическая зима? (Астрономическая зима длится от зимнего солнцестояния 21 декабря до весеннего равноденствия 21 марта.)

Чем объясняются причудливые формы скал на Севере? (Тем, что их точит снег.)

Почему уменьшается длина рельса зимой? (Уменьшается расстояние между молекулами, из которых состоит материал рельса.)

Почему лед плавает на поверхности воды? (Плотность льда меньше плотности воды.)

Почему лед медленнее тает, если его завернуть в мокрую газету? (Мокрая газета мешает пройти теплу извне.)

Почему палец примерзает к холодному металлу? (Из-за большой теплопроводности металла при соприкосновении имеющаяся на коже влага замерзает.)

Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем, не замерзнув.)

Что страшнее птицам зимой: холод или голод? (Голод.)

Самая низкая температура в природе? (Абсолютный нуль.)

Будет ли таять лед, если в комнате температура ноль градусов? (Да.)

Что защищает от холода лучше: деревянная стена или слой снега? (Снег, так как теплопроводность снега в два с половиной раза меньше, чем у дерева.)

Можно ли обжечься льдом? (Да.)

Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура ее ниже 0о С? (Температуру замерзания воды понижают растворенные в ней соли; кроме того, вода находится под огромным давлением.)

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

Какая физическая ошибка допущена в стихотворении? (Нарушен закон сохранения и превращения энергии. Уменьшилась внутренняя энергия капли, а теплота была передана в окружающую среду.)

Имеются три бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 0, –4 и –25оС. У какого бруска самый большой объем? (Лед, как всякое твердое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Поэтому самый большой объем у бруска с температурой 0оС.)

Если в воду при 0о сбросить кусок льда, температура которого –22оС, произойдет заметное увеличение массы льда. Процесс кристаллизации воды сопровождается выделением значительного количества теплоты. Почему же при этом вода не нагревается? (Потому что выделившееся при кристаллизации воды тепло идет на нагревание льда.)

Почему коньки легко скользят по льду? (При скольжении коньков по льду внутренняя энергия лезвия коньков и льда увеличивается, между коньками и льдом образуется водяная прослойка, действующая как смазка, уменьшающая силу трения.)

Почему зимой на длительных остановках выливают воду из радиатора автомобиля? (Зимой воду из радиатора выливают для того, чтобы она не замерзла, превратившись в лед. Вода при замерзании увеличивается в объеме, и радиатор может лопнуть.)

Ваши ученики, без сомнения, придумают не менее оригинальные вопросы, а пока они будут их сочинять, заодно повторяя изученное за весь пройденный курс, у вас будет время продумать организацию конкурса. Ведь нужно запланировать, кто и как будет отбирать вопросы, как будет организован сам конкурс, кто войдет в жюри, как будут оцениваться результаты.

Повесьте на елку консервную банку, или Мотивация

Оригинальный предновогодний урок может послужить не только поводом для повторения, но и для привлечения интереса детей к предмету.

Юлия Владимировна Селеменева, учитель биологии и химии из школы № 15 г. Серова, устраивая для своих восьмиклассников «Химическую елку», приглашает еще и семиклассников. Она обыгрывает обычай наряжать под Новый год елку, рассказывая попутно о значительных открытиях в области химии, об истории создания тех или иных веществ, о свойствах предметов и материалов, которые используются в быту.

Придя в класс, ребята видят искусственную елку, изготовленную благодаря трудам химиков, и таинственную коробку, в которой скрываются привычные предметы обихода, – они будут использованы в качестве елочных украшений. Автор разработки использует стальной нож, оловянную ложку, консервную банку, ртутный термометр, спички, зубную пасту, тетрадку, карандаш, полиэтиленовый пакет, маргарин, жевательную резинку, ластик, сигареты. Вы можете составить свой набор, но не забудьте ко всем предметам прикрепить петельки, чтобы можно было повесить на елку.

Прежде чем извлечь из коробки очередную «елочную игрушку», учитель описывает ее и предлагает угадать, что это такое.

Например, так: «Патент на изобретение этого предмета получил в 1810 г. парижский повар Аппер. Он первым изобрел такой способ сохранения пищевых продуктов, благодаря которому мы сейчас можем спокойно отправиться в длительный поход, не опасаясь, что взятые с собой запасы мясной, рыбной или молочной пищи испортятся. И когда ученики отгадывают, учитель достает консервную банку и продолжает рассказ: «Она покрыта жестью, имеющей в своем составе олово. Дело в том, что олово и его оксид SnO2 устойчивы к действию пищевых кислот, солей и других компонентов. Олово как металл был известен человечеству с древних времен, а в сплаве с медью – бронза – использовался как основной материал для производства орудий труда уже с конца IV до начала I тысячелетия до нашей эры. Сейчас этот исторический период даже принято называть бронзовым веком».

Как видите, в рассказе содержатся не только сведения из области химии. В описании остальных предметов тоже используются исторические сведения, информация о влиянии разных продуктов и веществ на здоровье человека, учитель обращается к знаниям ребят по физике, цитирует литературные источники. И конечно же демонстрирует химические опыты для подтверждения своих слов.

Осторожно, газировка, или Самостоятельная работа

Использовать знания по химии можно не только при украшении елки, но и готовя праздничное угощение. В каждой семье к концу декабря закупают продукты, жарят-парят, моют и чистят овощи. Для того чтобы праздничные блюда были безопасны, а еще лучше –полезны для здоровья, придется обратиться к химии.

Ольга Порфирьевна Русецкая, учитель химии школы № 7 г. Ноябрьска Тюменской области, облекает эту информацию в форму четырехстраничного устного журнала. На первой – рассказ о пищевых добавках и некоторых продуктах; полезные советы по их использованию. Вторая – это практическое занятие по расшифровке кодов пищевых добавок. На третьей странице отдел писем отвечает на вопросы, присланные в журнал заранее. И последняя – развлекательная, это тематический кроссворд.

Такая увлекательная и актуальная тема, несомненно, вызовет интерес у ребят, да еще преподнесенная в нетрадиционной форме. После такого урока дети даже смогут выступать в роли компетентных экспертов у своих родителей в процессе закупок и стряпни. Ведь редко какой взрослый достоверно знает о том, что обозначает Е с трехзначным индексом на этикетке продукта. И уж тем более не знают, например, о том, что исследования показали: почти все газировки содержат бензоат натрия, Е 211, вызывающий повышенную возбудимость у детей. Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов.

Для практического использования услышанного ребятам раздают заранее распечатанные таблички с расшифровкой индексов и этикетки разных продуктов. Теперь они смогут делать выбор на основе точной и объективной информации.

Автор разработки привлекает нескольких ребят к подготовке устного журнала, но в ходе занятия предусмотрено активное участие всего класса. Прежде всего ребята заранее отправляют письма в «редакцию» и на занятии могут получить ответы, которые готовил редактор отдела писем. Он рассказал, например, как правильно чистить и варить овощи, чтобы не отравиться нитратами; как выбрать качественный шоколад; почему некоторые так любят бульонные кубики и не вредно ли это; почему спортсмены не пьют кока-колу.

Если решите воспользоваться этой формой занятия, не забудьте и о празднично-несерьезной части. У автора это был тематический кроссворд, в отгадывании которого участвовали все. Ну и конечно, награждение отличившихся.

Рождество в средневековом городе, или Закрепление

Галина Алексеевна Зайцева, учитель истории гимназии № 20 г. Междуреченска Кемеровской области, проводит в конце декабря театрализованную игру для шестиклассников, которые только что закончили изучать средневековую историю. Такой праздник требует немалой подготовки: нужно придумать сценарий, подготовить вопросы, оформить в школе площадки, где будет проводиться действо, приготовить костюмы и призы. В этой работе не обойтись без помощи классных руководителей и родителей. Кстати, хороший повод поближе познакомиться и завязать сотрудничество.

В подготовке принимают самое деятельное участие и сами ребята, заранее выбравшие роли жителей и гостей средневекового города. В междуреченской гимназии это глашатаи, мэр, ремесленники, купцы русский и восточный, переводчик, судьи, монах, менялы, бродячие артисты, стражники, феодалы.

Ремесленники и торговцы (их роли могут исполнять родители) заготавливают и раскладывают на столах товары (нарисованные, стилизованные или миниатюрные), вывешивают названия лавок и гербы цехов. Над всей торговой площадью развевается флаг города. В столовой расположились «харчевни» с забавными вывесками-названиями. Хозяева-трактирщики в фартуках и колпаках торгуют на жетоны, полученные за правильные ответы.

Хозяева лавок, подмастерья и ученики заранее готовят вопросы, задания по средневековой истории: короткие тесты, вопросы на знание терминологии, мини-кроссворды. Менялы заготавливают изображения на картоне монет средневековья, весы и вопросы. За правильный ответ – «денежка». Монахи торгуют индульгенциями в виде небольших грамот, куда обладатель вписывает свое имя. Получить индульгенции можно ответив на вопрос по истории христианской церкви или религии. Цех кондитеров готовит заранее свою сладкую продукцию, которую горожане покупают или обменивают на «товары» или получают, ответив на вопросы, отгадав загадку, за песню или танец.

Наверняка такая игра (вместе с материалом по истории средневековья) запомнится надолго.

Целиком разработки праздничных занятий можно найти на сайте: http://www.1september.ru/ в разделе «Открытый урок».

Рейтинг@Mail.ru