Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Учиться? А зачем?

Спросить об этом у родителей – почти провокация, но она почему-то детям нужна

Отец восьмиклассника спросил у меня совета: какой контраргумент привести сыну, который в ответ на справедливое замечание по поводу плохой учебы заявляет: «Папа, ты же умный человек, ты же понимаешь, что учеба – это для тех, кто ничего другого делать не может!» Ведь в принципе слова сына очень даже согласуются с действительностью...

Провокационные вопросы и суждения присущи детско-взрослому общению. Их цель: озадачить собеседника, поставить в тупик – в общем, создать игровую ситуацию, мобилизующую активность другой стороны. Правда, нам привычнее, когда инициируют такую ситуацию взрослые, а не ребенок, и большинство родителей, по моим опросам, «резко пресекли бы подобные вольности».

Но подумаем. Действительно, есть дети, которые видят смысл своей жизни только в учебе, и ничто другое им не интересно. Таких – 2–3%, их называют «ботаниками», и во взрослой жизни они действительно не достигают высот материального благополучия – об этом говорят исследования.

Примерно то же толкует сын своему отцу, хотя может показаться, что мальчик лукавит, «подводит философию» под свое небрежное отношение к учебным обязанностям. И тут бы ответить по-человечески – сказать, что учеба пока главное твое дело, а дело надо привыкать исполнять добросовестно.

Но беда в том, что в общении с детьми мы практически никогда не учитываем особенности возраста, в котором они находятся, между тем каждый период жизни человека «заточен» под определенную задачу. В частности, доказано, что для подростка учеба не является ведущей деятельностью. У обычных 7–9-классников статус учебы традиционно низкий, зато роль и значимость межличностного общения, самоопределения в разных видах деятельности стоят на первом месте: идет активное формирование Я-концепции.

Увы, хорошо учиться в их среде не модно; школа, какая она есть, вызывает у подростков протест. Там недопустима сама попытка говорить со взрослыми на равных, а они уже к этому готовы. Значит, испытательный полигон для «социальных проб» – семья. Благоприятно, если детско-взрослые отношения в семье не зашорены и тот момент, когда ребенок вдруг берет в разговоре с вами дружески-покровительственный тон, не вызывает у вас возмущения, понимается правильно: он вырос.

Он кем-то себя воспринимает, он занял позицию, он по-своему смотрит в будущее. Главное – он согласен обсуждать это с вами, а значит, вы не потеряли своего ребенка в подростковом возрасте.

Остальное – детали: школа дает не только предметные, но и общеучебные навыки. Подспудно передает информацию, которая кажется ненужной, но потом, в нужное время, проявится. Любая внешкольная активность полезна, потому что помогает учиться решать проблемы. Привычка учиться – залог роста в любой профессии. Люди учатся не потому, что им нечем себя занять, а потому, что им свойственно постоянно развиваться. И так далее, в зависимости от конкретных ситуаций вашего общения с ребенком, необязательно школьных.

Подростки, благополучно прошедшие этап отрицания ценности школы, поддержанные взрослыми в период формирования Я-концепции, в старших классах, как правило, учатся хорошо: мотивированно, самостоятельно, ответственно.

Рейтинг@Mail.ru