Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Печатникова Людмила

Образовательная экскурсия: главные правила и маленькие хитрости

Как вынести максимум впечатлений из самого обычного похода в музей

Закончились осенние каникулы, на горизонте зимние. Возможность поехать вместе с учениками на экскурсию в какое-нибудь культурное место. Да и за четверть мы хоть раз выбираемся с ребятами: на несколько часов в соседний музей, на выходные – в ближайший заповедник. Как превратить экскурсию из нудного обязательного мероприятия в событие вашей общей школьной жизни? У ребят должна быть причина, по которой они станут внимательно слушать, пристально вглядываться, размышлять, запоминать. На природную любознательность детей и увлекательность экспозиции нельзя беззаветно полагаться. Нужны более реальные мотивы.

О реальности

В ряде музеев отдельные экскурсоводы рассказывают скучно и невыразительно. К тому же без всякого учета возрастных особенностей аудитории. Мы не можем ни изменить этой ситуации, ни избежать общения с подобными лекторами, поскольку в музей детскую группу без экскурсовода обычно не пускают и не везде у нас есть личные знакомые, талантливые, вдохновенные рассказчики. Значит, нам нужно придумать что-то такое, чтобы наши ученики ловили каждое слово длиннющей лекции, даже если половину слов они не понимают.

Если ученики работают, а не отбывают повинность, им время от времени хочется что-то записать. Забывшись, они облокачиваются на подоконники, присаживаются куда попало, иногда прямо на пол. В наших музеях это считается ужасным преступлением.

Дети будут задавать экскурсоводу разные вопросы разной степени глубокомысленности. Кто-то попытается выяснить значение умного термина, кому-то потребуется дополнительная информация, которой, кстати, экскурсовод не всегда владеет. Хорошо, если не постесняется в этом признаться.

Ребята будут отставать от группы. Их желание разглядеть внимательно интересующий их экспонат, прочитать лежащий в витрине документ войдет в противоречие с конвейерной системой многих музеев: экскурсовод заканчивает пробег по одному залу, а на пятки ему уже наступает его коллега со следующей группой.

Заинтересованное, деловое, но непривычное поведение ребят вызывает порой недовольство у сотрудников музея. И их можно понять.

Путь мирных переговоров

Учителю придется стать посредником, помочь двум сторонам найти компромисс. С одной стороны, убедить экскурсовода, что ребята не хулиганят, не проявляют неуважения. Напротив, их чрезвычайно интересует все, что им рассказывают. Отсюда и желание что-то записать, и вопросы.

С другой стороны, придется напомнить ребятам о правилах поведения в музее. Как ни печально, но трогать ничего нельзя категорически. Если за себя не ручаешься (а это может относиться к импульсивным детям любого возраста), ходи, заложив руки за спину, как важный господин.

Садиться – нельзя. Даже на пол. Лишь несколько российских музеев настолько либеральны, что позволяют посетителям сидеть на полу. Подросткам и в самом деле нелегко подолгу стоять на месте. Им так и хочется сесть. Или побегать. Особенно если в музее велят надеть тапочки. В них так замечательно скользить по паркету. Да, опасно и запрещено. Сама пугаюсь своего совета, но советую: разрешите осторожно и потихоньку поскользить. Это такое наслаждение! Грешно отказать. Конечно, только когда экскурсовод отвернется. И только в большом зале. Например, Зеркальный зал Екатерининского дворца.

Снова про запреты. Что поделать: культура связана с рядом ограничений. Нельзя поворачиваться спиной к человеку, который тебе что-то рассказывает. Невежливо. Нельзя задавать вопросы ежеминутно. Регламент следует обсудить с экскурсоводом при детях. Чтобы они понимали: это не чей-то каприз, а взаимное уважение.

Категорически откажитесь от предложения экскурсовода задать все вопросы в конце. Самое интересное потеряется, забудется. Многие вопросы ситуативны и связаны с экспонатами. Лучше разрешить задавать вопросы в каждом зале, в конце обзора экспонатов.

Непросто, но необходимо отвоевать для детей право в каждом зале что-то посмотреть самостоятельно. До или после рассказа экскурсовода – как договоритесь. Мало кто может все время ходить за лектором как привязанный и вертеть головой направо-налево по команде.

Ваша способность достичь компромисса путем публичных переговоров станет для ребят убедительным примером того, как можно решать проблемы без скандалов и агрессии.

Игровые задания

Самый простой вариант заинтересовать учеников экспозицией музея – договориться о проведении викторины после экскурсии. Игра способна увлечь ребят младшего и среднего школьного возраста. Часть вопросов хорошо бы придумать заранее всем вместе, чтобы нужно было не все подряд запоминать, а осмысленно выбирать информацию. Можно спросить сначала: что лично тебе было бы интересно узнать (увидеть, услышать в музее)? Две минуты индивидуальных раздумий, потом обмен мнениями в парах, потом в четверках (две парты) или других небольших группах. От каждой группы принимаются в общий список 5 самых интересных вопросов. Это основа будущей викторины. Сюрпризы готовят и педагог, и каждая команда. Обязательно предусмотрите задания на разглядывание. Все-таки музей не лекторий. Предложите зарисовать, описать экспонат, чтобы остальные потом вспомнили, с чем он связан. Труднее воспроизвести расположение, последовательность предметов. Любимое задание – скопировать позу памятника, персонажа на портрете. Для этого приходится вглядываться, а не скользить глазами.

Можно устроить аукцион самых интересных фактов, которые каждый ребенок запомнил. Это обеспечит и внимание во время экскурсии, и возможность для ученика прислушаться к себе: а что лично мне важно из всего происходящего?

Задания индивидуальные и групповые

Хорошо зная экспозицию музея, педагог может заранее подготовить задания на поиск информации, сравнение объектов, нахождение лишнего или недостающего, на узнавание, ассоциации. Отлично работают задания с планами и схемами. Если в музей пускают без экскурсовода, распечатайте листочки с заданиями, вручите их каждому или небольшим группам и отпустите народ в свободное плавание, заранее предупредив о запретах (см. выше). С парочкой самых шумных вы погуляете по залам лично или поручите их вниманию более спокойных одноклассников, заботливых родителей, если они согласились поехать с вами.

Лучший момент такого путешествия – обмен незапланированными открытиями, находками. Всем тем, что стало результатом свободного выбора, искреннего интереса, неожиданного озарения.

Старшие подростки предпочтут в музее собирать материал для собственной проектной или исследовательской работы по предмету. Конечно, надо заранее так распределить темы, чтобы каждому экскурсия казалась полезной.

Дети любого возраста с удовольствием выполнят в красивом окультуренном пространстве творческое задание, будь то чтение стихов или представление мини-спектаклей в аллеях парка, в усадьбе, согретой присутствием творца. Многих заинтересует идея подготовить фотовыставку: мое Царское Село, мое Болдино. Важно с фотографами обсудить концепцию будущих экспозиций. Кто-то захочет снимать портреты одноклассников, жанровые сценки: ловить позы, выражения лиц. Кого-то интересуют пейзажи, интерьеры. Может быть и очень узкая тема: деревья, мосты, вода, снег, небо, окна… Да мало ли идей. Предложите кому-то как бы проиллюстрировать строчки стихов, к примеру (найденные самостоятельно или учителем).

Когда ученики готовятся к поездке, то и ждут ее. Причем не с тоской, а предвкушая нечто необычное. Зная, что не только знания приобретут, но и себя покажут, на других поглядят. К тому же с участием какого-нибудь великого собеседника: Пушкина, Толстого.

Важное условие выполнения всякого творческого задания – свободное время и право самостоятельного хождения по пространству. Чтобы найти в парке самое красивое (страшное, романтичное, радостное…) место, порепетировать.

После экскурсии подводим итоги: газета, стенд, конференция. Фотовыставка с книгой отзывов. И непременно приглашаем родителей, администрацию. Чтобы все видели, что мы съездили не зря. Чтобы в следующий раз дали деньги, отпустили с каких-то уроков. Понимая важность и эффективность работы в музее.