Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ОПЫТ, УМНОЖЕННЫЙ НА ДИАЛОГ


Кожурина Людмила

Выпускной экзамен по литературе нужно сохранить

Таково мнение педагогического сообщества

7-8 ноября в Москве прошел Форум словесников России. Его организаторами были Издательский дом «Первое сентября», Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга и газета «Литература». На форум приехали преподаватели литературы, методисты и управленцы из 24 регионов страны. В работе приняли участие специалисты Министерства образования и науки, педагоги-ученые из Российской академии образования, разработчики КИМов по русскому языку и литературе из Федерального института педагогических измерений. Форум был посвящен обсуждению вопроса о выпускном экзамене по литературе. Пока, до 2009 года, он входит в число обязательных. Но есть обоснованные опасения, что с того момента, когда все экзамены будут сдаваться только

в форме ЕГЭ, литература, не вписывающаяся в тестовый формат, перестанет быть «обязательным предметом» и окажется на периферии интересов участников учебного процесса. Как ни парадоксально, то же самое произойдет, если литература все-таки будет «вписана» в рамки тестового ЕГЭ, – ведь учат тому и так, что и как спрашивают, а значит, будет у нас не литература, а викторина по произведениям.

Открылся форум в Московском Доме учителя. Вопреки ожиданиям организаторов, рассчитывавших человек на 200, народу пришло в два раза больше: не хватило ни раздаточных материалов, ни мест в зале: люди стояли в проходах, сидели на ступеньках, размещались прямо на сцене – зарегистрировавшиеся и нет, командированные и прибывшие «самотеком».

Директор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик произнес короткое напутственное слово: «Вы собрались здесь, чтобы защитить литературу от тестов, которые разлучают учителя и ученика, ученика и книгу, и я желаю форуму принять красивое решение по вопросу о выпускном экзамене по литературе».

Объяснять, почему литература не может сдаваться так же, как все предметы, здесь было не надо. Но и согласиться с выводом чиновников – «Тогда экзамен по литературе вообще не нужен» – никто не мог. Ведь практическое следствие из такого вывода – передвижение литературы в образовательную область «Искусство», которая, к сожалению, занимает в нашем образовании периферийное место (музыка, изо). Между тем роль образовательного предмета «литература» в нашей стране уникальна: художественное произведение, наиболее демократичное из других произведений искусства, доступно всем и везде. Исторически сложилось, что именно литература собирает нас в народ, задавая общие нравственные ориентиры, и именно школа сообщает, передает молодым гражданам литературный канон, завещанный культурой. Связь с книгой для большинства из нас – это и доступный культурный досуг, и высокое общение, и даже – в трудную минуту – «последнее прибежище». Но поймет ли чиновник, зацикленный на квалиметрии и потому убравший литературу из образовательного мейнстрима, «на что он руку поднимал»?

Пока не поздно

Главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков говорил о том, что форум собрался, чтобы аргументированно изложить позиции педагогического сообщества России по вопросу экзамена. О том, что первый и главный аргумент форума – его представительность. За каждым выступающим из регионов (Омская, Брянская, Новгородская, Новосибирская, Челябинская, Мурманская, Московская области, Красноярский и Краснодарский края, Москва, Санкт-Петербург и др.) стоят сотни учителей-словесников, принимавших участие в обсуждениях и принятии решений об экзамене на местах. И для всех это аксиома: сохранить высокий статус предмета «литература» можно, лишь сохранив выпускной экзамен по предмету. Убрать экзамен – умалить значение предмета и роли, которую он традиционно выполняет в культуре.

Татьяна Васильева, специалист из министерства, помощник заместителя министра образования и науки Исаака Калины, подчеркнула своевременность постановки вопроса: «Минобрнауки нуждается в экспертном мнении профессионалов и ждет вашего решения, ибо окончательного решения еще не принято. В законе не сказано, что единый экзамен – это обязательно тест».

Хотим ли мы воспитывать офисных клерков?

Судьбоносной встречей назвал форум Сергей Зинин, доктор педагогических наук, председатель федеральной предметной комиссии по литературе, автор новой версии ЕГЭ по литературе. Саму же литературу он определил как «государствообразующий» предмет. Тем не менее призвал учителей держаться КИМов ЕГЭ, чтобы «не потерять все». Как оказалось, работа над материалами ЕГЭ идет столь интенсивно, что даже та версия, которая только что опубликована «Литературой» и роздана участникам, «несвежая». Главное из достижений комиссии: удалось избавиться от части «А», где были вопросы с выбором ответов, то есть – от полной нелепости. Но согласитесь, в том, что теперь экзаменационная работа по литературе начинается с пункта «В», тоже есть что-то дефектное. Учителя говорили: убрали «А» – убирайте «В»!

Собравшиеся настаивали на «С», точнее – на сочинении, серьезной письменной работе по созданию текста. Но понимая, насколько слово «сочинение» дискредитировано в современном обиходе, долго подыскивали синонимы: пусть «развернутый ответ на вопрос», пусть «анализ и интерпретация текста» или «истолкование», «разбор», но обучение письменной речи посредством изучения литературного произведения – это внятная долговременная задача обучения. Для учителя – возможность долго и системно делать осмысленную работу.

Наталья Свирина, доктор педагогических наук, говорила: «Петербургская делегация словесников, собираясь на форум, обсуждала не то, что нам не нравится в тестах. Мы говорили о целях литературного образования. Мы не хотим воспитывать клерков для офисов. В преподавании исходим из лотмановского понимания искусства: оно резко увеличивает свободу человека по сравнению с действительностью». Но при таком подходе ученику на «просторе» норматива части «С» – 400 слов – не мелко ли плавать? Экзамен, который отнимает правдивость и свободу, выражает неуважение к личности ученика.

Как проверить читательскую компетентность?

Разговоры о том, чтобы «в одну упряжку впрячь» литературу и русский язык, идут давно: пусть часть «С» в работе по русскому будет только литературной – учитель-то один, один и ученик! Особенно настаивают на этом учителя из регионов. Ирина Цыбулько, председатель федеральной предметной комиссии по русскому языку, разработчик ЕГЭ, категорически против совмещения: «ЕГЭ по русскому сложился полностью! Объединение приведет к снижению валидности теста, проиграют оба предмета. И потом: русский язык занимается любыми текстами, а литература – только художественными. Это разная предметность». Коротко говоря, словесникам было предложено «жить ситуацией, когда дело начато и уже идет».

Но идти в ту сторону, где проверяют литературный «фактаж», никто из присутствовавших не собирался. Отстаивали – как основное в литературном образовании – умение понимать законы художественного мира и способность выражать это понимание устно и письменно. Отстаивали традицию. И конечно, много говорили о необходимости ее обновления: о новых подходах к литературному образованию, об «уроках без методик» и способах развития самостоятельного письма. А еще о том, что после отмены экзамена по билетам наши дети успели разучиться говорить: риторическая составляющая литературного образования оказалась невостребованной. И раз содержание и способы преподавания предмета определяются формой экзамена, что бы нам ни говорили программы, экзамен по литературе должен быть вариативным. Тогда дети будут и читать, и писать, и говорить – проявлять себя как читателя по-разному.

«Поймут ли нас руководители образования?»

Признав вариативный сценарий экзамена по литературе наиболее выигрышным, участники форума приступили к формулированию итогового документа. Каждое предложение скрупулезно обсуждалось, любое суждение бралось в расчет – работали долго, подробно, ответственно. В результате предложили:

«…Обязательный экзамен по литературе разделяется на два уровня: базовый (завершающий школьное литературное образование) и профильный (позволяющий продолжить литературное образование в вузах). На базовом уровне предлагается проводить экзамен в следующих формах: письменная работа с отметкой по литературе (анализ и интерпретация одного художественного произведения, развернутый ответ на проблемный вопрос), устный ответ (по билетам или в форме собеседования), защита исследовательских работ и проектов. Право выбора формы экзамена предоставляется ученику. Проводится этот экзамен силами школы и проверяется в соответствии с выработанными на федеральном уровне рамочными критериями.

На профильном уровне экзамен по литературе проходит в форме ЕГЭ, как и по другим предметам. Сдавать его будут те, кто связывает свой путь с филологией и другими гуманитарными дисциплинами. Оптимальным жанром такого экзамена является письменная работа, связанная с анализом и истолкованием одного литературного произведения (с независимой экспертной проверкой). Критерии проверки должны быть широко обсуждены профессиональным сообществом.

Анализ КИМов по литературе 2008 года, проведенный участниками форума, показал, что разработчики осознают необходимость отказа от тестовых форм при итоговой аттестации по литературе. Однако изменения, внесенные в КИМы, недостаточны. Новый ЕГЭ не может адекватно выявить уровень литературной подготовки учащихся.

Участники форума понимают, что новый сценарий экзамена потребует пересмотра существующего стандарта 2004 года и соотнесения с ним Базисного учебного плана, в котором на изучение литературы должно быть отведено не меньше 4 часов в неделю для базового и 5–6 для профильного уровня. Корректировка стандарта и БУПа должна пройти всестороннее обсуждение профессиональным сообществом.

Реализация этих предложений невозможна без изменений в законодательной базе. Участники форума считают необходимым внести соответствующие поправки в Закон «Об образовании» и обращаются к Министерству образования и науки с требованием инициировать этот процесс.

Участники Форума словесников убеждены, что решение вопроса об экзамене в рамках представленного в настоящем документе подхода позволит сохранить всю систему литературного и – шире – гуманитарного образования в России».

Итоговый документ будет направлен в Рособрнадзор Виктору Болотову и заместителю министра образования и науки Исааку Калине. Полностью текст резолюции Форума читайте на сайте slovesnik.1september.ru. Приглашаем к обсуждению!

Рейтинг@Mail.ru