Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Леонтьева Ольга

Если в учебнике ответ неправильный...

Попробуем использовать этот недочет для повышения эффективности обучения

Сегодня в учебниках бывает так много ошибок, что просто ужас берет: опечатки, неграмотно построенные фразы, информация, которая противоречит современным научным данным. Как быть учителю? Отказаться от рекомендованной литературы?

Ошибки – часть нашего существования

Прежде всего стоит приучить ребят к тому, что ошибки могут быть в любом тексте, что нет человека, который никогда не ошибается.

Многие педагоги для этого в своем объяснении намеренно допускают мелкие неточности или серьезные оговорки, ожидая от учеников естественной реакции – замечания, исправления. Используя этот прием, можно легко понять, действительно ли дети поняли и приняли новый материал: если ошибка учителя не была замечена, скорее всего материал усвоен поверхностно, даже если ученики и смогли ответить на контрольные вопросы. В то же время ребята приучаются к тому, что педагог, как и любой другой человек, может ошибаться, и в этом нет ничего экстраординарного.

Рано или поздно любой учитель действительно ошибется: неверно по- считает, пропустит запятую, не узнает о новом открытии... И вот тогда его ученики, поправляя педагога, отнесутся к настоящей ошибке доброжелательно: исправят, но не станут злословить, что, согласитесь, немаловажно. Кстати, тот же эффект наблюдается в учебных группах, в которых учитель никогда не ошибался преднамеренно, но всегда относился уважительно к ошибкам своих учеников.

Ошибка учителя, специальная или случайная, должна быть проанализирована вместе с детьми точно так же, как и ошибка любого ученика. Разговор о том, что послужило причиной ошибки, какие выводы можно сделать после ее обнаружения, станет хорошим поводом для повторения пройденного материала.

Ошибка в учебнике, обнаруженная во время урока

Бывает, что ошибка в тексте учебника обнаруживается совершенно случайно: дети читают материал, и вдруг кто-то из них начинает спорить, доказывать, что так, как написано в тексте, быть не может. Учитель в очередной раз обращается к тексту и понимает, что... он просто невнимательно прочитал его и ребенок прав – там ошибка. Что делать?

Если для педагога главное – подтвердить свой статус «всезнающего» человека, учитель начинает притворяться, будто заранее знал об ошибке, что специально сделал так, чтобы... Такое объяснение редко бывает полезным. К сожалению, гораздо чаще дети понимают, что учитель просто побоялся честно сказать о том, что не заметил ошибку, и уважение к преподавателю сильно снижается.

Если же педагог достаточно уверен в своем профессионализме и в своих знаниях, он может обрадоваться замечанию ученика: «Надо же! А я не заметил! Спасибо, теперь и другим классам скажу об этом!» Думаю, еще ни один учитель, который повел себя в данной ситуации именно так, не уронил себя в глазах учеников. Напротив, ребята больше доверяют такому учителю: «Он не обманывает нас, не притворяется небожителем».

Ошибка в учебнике, о которой педагогу известно заранее

Способов работы с такими ошибками не так уж много.

Можно просто подождать момента, когда дети сами ее обнаружат, похвалить того, кто ее заметит первым, рассказать ученикам о том случае, когда впервые эта ошибка была найдена.

Можно заранее предложить ребятам найти ошибку на конкретной странице учебника, а потом совместно над ней поработать.

Можно дать задание на дом: найти ошибку в таком-то параграфе, предложить варианты ее исправления.

Не будет лишним, если учитель расскажет о каких-то своих промахах и ошибках, сумеет пошутить над собой – обращение к собственному опыту и юмор всегда смягчают ситуацию, делают учеников и учителя более понятными друг для друга людьми. А после этого можно заняться проектированием вариантов исправлений ошибки, составлением текстов и задач с ошибками.

Методики работы с ошибками

Существует множество приемов, в которых используется естественное стремление людей замечать чужие ошибки и исправлять их: когда появляется возможность заметить чью-то ошибку, у человека резко возрастает внимание к происходящему. Работу с ошибками можно использовать в любой части урока: в начале, для объяснения или закрепления изучаемого материала, для внесения в напряженное занятие элемента эмоциональной разрядки.

В начале урока, при подготовке к серьезной работе, для эмоциональной разрядки можно использовать короткие игры, в которых требуется найти ошибку, например в предложенной задаче. Как правило, в этом случае ошибка формулируется так, чтобы ее обнаружение вызвало у детей улыбку – речь идет о шуточных ошибках.

Для изучения или закрепления материала можно организовать продолжительную игру с ошибками: например, некоторые вариации «блеф-клуба» или «испорченного телефончика».

В любой известный учителю прием, способ работы с классом могут быть внесены добавления, позволяющие использовать работу с ошибками и активизировать внимание класса.

Нужно, например, чтобы кто-то вслух прочитал материал, а остальные выслушали. Но класс сидит отрешенно и не следит за тем, что кто-то читает. А что, если предложить читающему сделать ошибку, но такую, чтобы остальные ее не заметили?

Или у доски дети записывают решение задач, остальные, по плану педагога, должны сравнить его со своими результатами. Все, конечно, сравнивают, но на самом деле – откровенно скучают. Здесь можно предложить найти специально заложенную ошибку.

У всех этих приемов есть один недостаток: дети могут чересчур увлечься поиском чужих ошибок, найдут и те, которые никто не планировал, а после этого могут возникнуть ненужные обиды ребят друг на друга: учитель не заметил ошибки, а друг, одноклассник – показал. Такие ситуации возникнут только в том случае, если учитель будет снижать отметки за допущенные ошибки. При осознанной работе на выявление ошибок оцениваются не те, кто ошибся (даже если они допустили гораздо больше ошибок, чем планировали!), а те, кто искал (и нашел!) чужие ошибки.

Рейтинг@Mail.ru