Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Глобальные цели образования в масштабе школы

Их можно достичь, только соединив с целями, смыслами и укладом школьной жизни

В теленовостях нет-нет да и промелькнет репортаж из «лучшей школы страны» – как правило, в связи с прибытием туда вице-премьера, лично курирующего нацпроект «Образование». Показывают одно и то же: компьютерные классы, дорогие тренажеры, красивые столовые. Общим планом – группа детей, крупным – компьютер. Дистанционное обучение подается как великое благо: «Теперь ученики посылают работу на сайт, учитель проверяет ее и тут же выставляет результаты!»

Подобная картинка, видимо, призвана сформировать представление о современном качественном образовании: опосредованном, официально-деловом, надличностном. Выгодная модель: так-то один учитель сможет обучать не 20, а 100 человек в час!

Но как не может быть заочной медицины, так и заочной педагогики не существует. Всегда в центре внимания педагога – детское сознание, а не экран монитора. И всякая школа – это живой организм, а не площадка, оснащенная сверхсовременным оборудованием. Поэтому в репортаже о школе крупным планом должен идти вовсе не компьютер...

«Конечно, школа направлена на достижение внешних для ребенка целей: базовое образование, социализация – в этом заинтересовано общество. Но этих целей не достичь, если ориентироваться только на них. Они помещаются в неизмеримо большее пространство разных целей и смыслов школьной жизни», – говорит директор школы № 27 города Таганрога Вера Михайловна Липало.

Вместе с группой педагогов школы она приехала в Москву на курсы – «осваивать» нацпроектный миллион, а заодно – образовательное пространство столицы: школы, библиотеки, музеи, театры. В маршрут попала и наша редакция, мы разговариваем о школе.

Для внешнего употребления

Программа развития школы называется мудрено: «Проектное управление качеством образования в общеобразовательном учреждении на основе ориентации на потребителей образовательных услуг и обеспечение интегрированного характера уровня развития обучающихся (компетентности)». Имя, соглашаемся, неблагозвучное, но не в школе оно придумано: так требуют.

В школе есть все, что требуют: компьютерный и медиа-классы, ИКТ на уроках учителей-предметников, здоровьесберегающие программы, соуправление и многое другое. Но еще, оказалось, есть то, что в критериальные нацпроектные рамки не помещается, но как раз сутью хорошей школы является: понимание собственных (школьных) базовых потребностей и возможностей и того, как их следует развивать.

Между универсальным и необходимым

Нельзя сказать, что официальные и приватные стратегии развития школы здесь разведены. Если и есть какая-то двойственность, то в раздаче имен. Например, сегодня актуален «публичный отчет» директора школы перед общественностью. «Мы стали готовить его вместе, – рассказывает Вера Михайловна, – и это вызвало живую заинтересованность коллег: вспоминали события и превращали их в письменный формат. Было много вопросов, споров, а потом во время выступления перед родителями возникли и новые».

«Уже несколько лет мы проводим ежегодный фестиваль «Союз науки, творчества и здоровья» на сцене городского дома культуры, – продолжает Вера Михайловна. – Приходят дети, родители, их друзья, чтобы посмотреть наше красочное шоу, посвященное достижениям школы и конкретных детей. Фактически это тот же «публичный отчет», только инсценированный. Правда, здесь мы не останавливаемся на проблемах».

Еще бы: совершенствование этого сложного и ответственного мероприятия, которое проводится исключительно силами школы, само по себе – отдельный проект.

Потребностный подход

Быстро понимаешь: директор слышит свою школу. Как? «Объяснить трудно. Но ты всегда чувствуешь обстановку в школе и внутренне немного вперед ее просматриваешь», – не сразу отвечает Вера Михайловна.

Причиной множества психологических проблем школьной жизни оказывается несовпадение ожиданий с реальностью. Но когда реальность постоянно «прощупывается» и директор действует «по потребности», многие противоречия снимаются. Пришла, к примеру, в школу веселая девушка с дипломом медучилища: «Хочу работать в школе! И не медсестрой, а педагогом». Ее взяли на два часа в неделю, и этого оказалось достаточно, чтобы проявился ее педагогический дар. Дальнейшее крайне важно: директор находит под нее ставку школьного физиолога, встраивает ее в систему внутришкольных служб, курирует первые шаги, направляет на учебу в пединститут, дает еще часы и… прислушивается: «За ней идут дети, у нее масса идей. Ей все нужно: магнитофон? Ставим. Проектор? Пожалуйста. Потому что в ней есть главное: стремление сделать жизнь детей интересней. Например, у нас музыкальные перемены теперь налажены идеально».

И это не частный случай, а какой-то особый кадровый проект: подбирать подходящих людей, а не заманивать профессионалов. Потом из незаметной в прежней школе «тихони» вырастить блестящего учителя, а из «просто хорошей женщины» – прекрасную заведующую школьной столовой.

Сначала безопасность, потом – развитие

Вера Михайловна продолжает: «Все теперь говорят нам: школе надо меняться! Но школа живет по своим внутренним законам. Например, нас призывают делать ставку на молодых. Но это может внести распри в наш разновозрастный коллектив, где каждый хорош по-своему. Пожилые учителя ходят учиться к молодым и наоборот – у каждого своя сила. Конечно, компьютерные технологии первыми освоили молодые, зато они уступают «старым» в части педагогических отношений. И тут без взаимного доверия – никуда. Разрушится психологическая безопасность учителя – на развитии школы можно поставить крест».

Тут надо пояснить: под словом «доверие» имеется в виду отзыв делом на любую инициативу: попробовать, провести, создать, организовать. Особенно поощряется учеба: на курсах любого формата, в институте, даже в аспирантуре. Не успели получить нацпроектный ноутбук, а уже в Ленинскую библиотеку поехали: поискать «что-нибудь новенькое» для школы.

Формула для себя

Когда в образовании ставка делается на человека, а не на функционал, вперед почему-то все равно выходят профессиональные потребности.

«Нашим учителям все больше хочется учиться, развиваться, меняться, и если постараться им в этом помочь, школа преображается. Прямая зависимость: рост образовательных потребностей учителей заряжает детей – расширяются и углубляются образовательные возможности всей школы», – размышляет Вера Михайловна.

…Вот интересно, записаны ли эти точные слова в школьных нацпроектных документах с такими длинными чудными названиями?

Рейтинг@Mail.ru