Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ветров Максим

Взаимное признание дипломов или экономия бюджетных средств?

Специалисты спорят, какова настоящая цель введения двухуровневого высшего образования в России

24 октября президент Владимир Путин подписал закон об установлении уровней высшего образования. По мнению разработчиков закона, для России это путь интеграции в единое образовательное пространство Европы, путь ко взаимному признанию вузовских дипломов.

Именно эта цель провозглашена в Болонской декларации, ратифицированной Россией в 2003 году (всего декларацию подписали более 40 европейских государств). Одним из условий Болонского соглашения и является переход вузов на двухуровневую систему подготовки (бакалавр + магистр).

Новшеством для российских вузов такую модель назвать нельзя. Уже сегодня 50% из них выпускают бакалавров, 17% – магистров. Но сейчас вузы выбирают эти формы обучения добровольно, а основной остается подготовка дипломированных специалистов.

После принятия закона данная форма обучения сохранится только в порядке исключения, а двухуровневая система станет обязательной. Будет упразднена и возможность непрерывного образования.

Сегодня еще можно, отучившись четыре года в бакалавриате, зачисляться без экзаменов в магистратуру и продолжать обучение в ней или в течение года доучиться на специалиста.

Но новым законом устанавливаются самостоятельные уровни образования, каждый из которых имеет свои стандарты, свои вступительные испытания и итоговую аттестацию. Соответственно разделены процедуры лицензирования и аккредитации каждого уровня обучения.

Простые исполнители и научные аналитики

Бакалавриат станет первым, базовым уровнем, который рассчитан на четыре года обучения на базе полного среднего образования. Выпускники, получившие такую квалификацию, займут должности, связанные «с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере».

Ко второму уровню относятся магистратура (не менее двух лет на базе бакалавриата), нацеленная на подготовку к аналитической, научно-исследовательской, проектной деятельности, и специалитет (непрерывное обучение в течение 5–6 лет после окончания школы).

После принятия законопроекта данная форма подготовки сохранится в порядке исключения в тех сферах деятельности, которые призваны обеспечить безопасность личности и государства, – таких как судебное дело, здравоохранение, некоторые инженерно-технические специальности. Соответствующий перечень будет утверждаться постановлением правительства, и как прогнозируется, в нем будет не менее 300 позиций.

Выпускники колледжей вправе обучаться по сокращенным и ускоренным программам бакалавриата, если они поступили в вуз соответствующего профиля. Для магистратуры и специалитета такая ситуация исключена.

Бакалаврам закрыт доступ и к престижному послевузовскому образованию: аспирантуре, ординатуре, интернатуре.

Зато студенты, успешно завершившие обучение на первом, базовом уровне, имеют возможность бесплатно продолжить образование в магистратуре. При соблюдении двух условий: если они выдержат конкурсный отбор и успеют воспользоваться отсрочкой от службы в армии (для этого надо поступить в магистратуру в год окончания бакалавриата). Правда, точное число бюджетных мест на втором уровне скорее всего будет ограниченным – от 10 до 30% по отношению к бакалавриату. Для специалиста магистратура расценивается как второе высшее образование, поэтому платить им придется в любом случае. Так же как бакалаврам, желающим выучиться на специалиста.

В связи с этим оппоненты нововведения предсказывают увеличение числа платных студентов, на долю которых сегодня приходится более 50%.

«Магистерское образование и специалитет станут доступными лишь для избранных, и расслоение в обществе только усилится», – утверждают противники нововведения.

Но не только негативные социальные последствия вызывают недовольство у оппонентов закона. Четырехлетний бакалавриат многие воспринимают как удар по фундаментальности и качеству образования.

Скептики опасаются, что бакалавры-«недоучки» не смогут устроиться на работу, не выдержав конкуренции с магистрами и специалистами.

Сокращения финансирования никто не хотел...

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «двухуровневая система позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени».

Именно экономия бюджетных средств, а не пресловутое включение в Болонский процесс, по мнению некоторых экспертов, стала главным фактором, побудившим Минобрнауки с таким упорством и энергией продвигать реформу, вызывающую столь сильное сопротивление со стороны ректорского корпуса.

«Минфин увидел в Болонском процессе удобный повод сэкономить за счет того, что массовым будет четырехлетнее обучение в бакалавриате, а второй уровень – магистерский – останется только для избранных, – убежден профессор Московского государственного индустриального университета, член Общественного совета по высшему профессиональному образованию при профильном комитете Госдумы Леонид Гребнев. – Для сравнения: в соседней Финляндии принят закон о том, что нормой является именно подготовка магистров (то есть второй уровень), а бакалаврская ступень рассматривается как промежуточная, помогающая студенту уточнить завершающий этап высшего образования…

Попытка Минфина всех выстроить в одну шеренгу натолкнулась на массовое сопротивление ректорского корпуса, основанное не в последнюю очередь на том же основании: никто не хотел сокращения финансирования, особенно больно бьющего по выпускающим кафедрам, – продолжает Леонид Гребнев. – Результатом компромисса и стало формирование отдельного перечня специальностей, утверждаемого правительством. Но в нем, во-первых, не только инженерные специальности и, во-вторых, далеко не все инженерные специальности.

Так что это не «удар по инженерному образованию», как считают некоторые депутаты, а попытка сохранить российские традиции высшего образования в жизненно важных для страны отраслях. Подчеркиваю, традиции, на которые никто в мире, кроме нашего Минфина, не покушался, хотя пропаганда нового закона о переходе на двухуровневое высшее образование шла как раз под флагом Болонского процесса. Кстати, сам этот «процесс» (завершающийся совсем скоро, в 2010 году) уже давно перешел на трехуровневый формат, включающий и подготовку докторов философии, то есть, по-нашему, кандидатов наук. Кроме того, никто не покушается и на автономию вузов. Например, в Англии вузы сами решают, какие образовательные услуги и какого уровня предлагать потенциальным студентам».

Закон о двухуровневой системе высшего образования вступит в силу со дня его официального опубликования. С этого момента и до 1 сентября 2009 года обучение в вузах по тем или иным моделям будет осуществляться по решению ученого совета образовательного учреждения. Данный период можно рассматривать как переходный или… как отдых перед боем. До этих пор у чиновников будет время разработать и принять целый ряд сопровождающих закон нормативных актов, в том числе новые стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, работа над которыми идет крайне медленно и тяжело. У вузов будет время подготовиться к введению новой системы, у учащихся – сделать правильный выбор.

Рейтинг@Mail.ru