Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Третья тетрадь
Детный мир

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ВТОРОЙ


Школа на стороне ребенка: опыт построения старшей образовательной ступени

Интерактивный мастер-класс НПО «Школа самоопределения». Ведущие - Брет Шлезингер, Марк Кукушкин, консультант НПО «Школа самоопределения»

Какой должна быть школа для подростка? Ответить на этот вопрос невозможно, если плохо представляешь себе этого самого подростка: его страхи и желания, слабости и пристрастия. Видимо, поэтому Марк Кукушкин предложил начать разговор о старшей школе с обсуждения образа ученика-старшеклассника.

Шесть заранее заготовленных силуэтов бумажных человечков стали полем для творчества. Желающие поделиться своим представлением о старших подростках объединились в группы, и белые бумажные фигурки стали быстро заполняться словами, рисунками, символами. Такое начало позволило сразу подключить к активному участию всех пришедших, а заодно и продемонстрировать в действии один из часто использующихся в школе приемов группового обсуждения. Как стало известно чуть позже, в школе Тубельского недавно была проведена такая же работа. Таким образом, гости чтений объединили свои усилия с учениками и педагогами школы.

Как обычно бывает при такой работе, установленного времени не хватило: самые ценные мысли и вдохновение осеняют в последние секунды, когда уже нужно нести плод коллективного творчества и прикреплять на видном месте рядом с работами других групп.

Поскольку время было ограничено, а желание обнародовать свои соображения о подростках сильно превосходило художественные возможности участников, графические результаты нужно было прокомментировать. Группы выходили по очереди и, опять же в запале превышая регламент, поясняли, что означают тексты, картинки; значение обретали даже цвет и место расположения символов. Одним словом, потрудились с душой.

Подобная форма работы хороша еще и тем, что дает возможность быстро и наглядно сопоставить выводы нескольких групп, а признаки, повторяющиеся практически во всех картинках, считать самыми существенными. Из всех названных возрастных особенностей, ценностей, увлечений и внешних признаков подростков чаще всего повторялись стремление к независимости, острый интерес к сексу, увлечение музыкой и компьютерными технологиями, желание обрести индивидуальность.

А вот несколько «портретов» подростков, составленных участниками мастер-класса:

– Главные вопросы для ребенка в этом возрасте: кем хочу быть, кто я и какой я? Для него характерны максимализм и желание все сделать самому. У современного старшеклассника много проблем и комплексов: он не уверен в себе и близких. Иногда склонен слепо подражать своему идеалу, отказываясь от собственной индивидуальности. И все-таки он считает себя самым лучшим, требуя от других такого же восприятия себя.

– Самоуверенный, раскрепощенный, может быть безалаберным, но и целеустремленным. Он модный, креативный, многогранный, общительный, эгоцентричный, хочет быть материально обеспеченным. По сути своей экспериментатор, но пока еще не решил, каким ему быть.

– Подростку, даже самому тихому и зажатому, свойственна неукротимая тяга к свободе во всех проявлениях.

– Он страстно и часто безуспешно ищет настоящего друга. Его волнует проблема подработки и маячащей на горизонте армии. Девчонки во время опросов пишут, что ребята должны служить, а те отвечают: служите сами. Дежурная фраза: оставьте меня в покое, я сам знаю, что делать.

– Подросток стремится высказаться и быть услышанным. Но это случается редко, поэтому подросток уходит в себя, отгораживается от мира наушниками и экраном монитора.

Интересно, что собирательный образ подростка, который представил шестнадцатилетний Дэниел, приехавший вместе с Джерри Минцем из Нью-Йорка, по сути, почти не отличался от «портретов», составленных российскими педагогами.

Участники одной группы, объединившей взрослых и старшеклассников, упомянули о споре, который возник по ходу работы. Ученица одиннадцатого класса рассказала:

– Когда мы обсуждали характерные качества старшеклассника, то наше мнение и мнение учителей часто не совпадали, а иногда были просто противоположными: безответственный или перегруженный обязанностями; развязный или закомплексованный.

Кстати, во время последующего общего обсуждения результатов педагог школы Тубельского Мария Старостенкова сообщила, что в школе эта работа вызвала те же противоречия. Например, родители были твердо уверены, что главный признак подросткового существования – это свобода. А дети им бурно возражали: да о какой свободе вы говорите! Жизнь подростка – это сплошные заботы, проблемы и обязанности. В процессе сравнения взрослого и тинейджерского мнения выяснилось еще и то, что родители больше склоняются к негативным оценкам, а сами подростки характеризуют себя вполне позитивно.

Этот фрагмент обсуждения позволил перейти к следующему этапу работы – анализу комплексного портрета подростка, составленного из всех предъявленных вариантов, включая и тот, что был сделан в школе Тубельского.

Интересным оказался комментарий Брета Шлезингера:

– Почему-то ни одна группа даже не упомянула о взаимоотношениях подростка со школой. Это очень характерно.

И в самом деле, оказалось, что бумажные «подростки», искоса посматривающие на своих создателей, думают о чем угодно, только не об учебе.

Ну если уж виртуальный подросток, созданный не кем-нибудь, а учителями, – если даже он не хочет думать о школе, этим нужно заниматься. Участники встречи стали высказывать свои представления о старшей школе для ребенка:

– Хорошая старшая школа дает возможности для самовыражения, навыки социальной адаптации, позволяет быть услышанным.

– Учителя в такой школе принимают ребенка таким, какой он есть, смотрят на него позитивно, помогают осознать себя личностью, создают возможности для безопасного экспериментирования в разных видах деятельности.

Высказанные принципы были просто замечательными. Но любой хороший педагог понимает, что в школьной жизни далеко не все так гладко и понятно, как на схеме. Поэтому после нескольких минут красивых и правильных пожеланий выступающие как-то вдруг стали задавать вопросы – самим себе, ведущим и друг другу:

– Должна ли школа опекать ребенка или, наоборот, с малолетства приучать его к законам социума? Ведь известно, что за стенами школы выпускников ждет жизнь, полная проблем и трудностей. Так не должны ли мы уже в школе готовить детей к будущей игре по жестким правилам? Входит ли в миссию школы бескомпромиссное предъявление социальных норм?

– Часто хорошую учительницу называют второй мамой. Но на пользу ли такая чрезмерная забота?

На этот вопрос Брет Шлезингер ответил довольно категорично:

– Родители у подростка уже есть. Дома. И он от их-то опеки всячески пытается уйти. Поэтому не нужно дублировать эту ситуацию еще и в школе.

Разумеется, у каждого педагога свой ответ на нелегкие вопросы, свое представление о работе с подростками. Часть таких ответов была дана в ходе презентации школы Тубельского, которую представляли Екатерина Орлова и Юрий Подкопаев:

– Нам кажется, что краеугольный камень старшей школы – создание условий для поисков ребятами собственного «я», для выстраивания ими жизненных перспектив и возможностей реализации себя во внешнем мире, для умения сделать выбор, осознав его сильные и слабые стороны, для готовности потом проанализировать последствия своего выбора и сделать выводы. Из этого представления о старшей школе, в свою очередь, возникают и формы совместной работы:

1. Учебный процесс основан:

на создании своего индивидуального образовательного плана (это не профильные классы), на выборе предметов, учебных мастерских, педагогов, форм работы (основания этого выбора мы обсуждаем на «Летней школе» после 9 класса, на выездных экзаменах после 10 класса);

на межпредметных погружениях, посвященных различным гуманитарным, в т.ч. культурно-философским, профориентационным и другим темам;

на встречах с разными интересными людьми, так или иначе сделавшими свой выбор (в т.ч. и с выпускниками школы);

на посещении театров, выставок, циклов лекций и т.п. – то есть на том, что предоставляет город и социум;

на выполнении проектных и исследовательских работ, в том числе и социальных;

на прохождении стажировок в местах будущей учебы (в институтах, колледжах и т.д.) и на местах предполагаемой будущей работы;

на работе с тьюторами, осуществляющими индивидуальное сопровождение ребенка.

При таком подходе очевидно, что изучение предметов не является главной и единственной целью, а становится одним из средств достижения заявленной нами цели.

2. Организационный процесс строится:

на сотрудничестве взрослых (учителей и родителей) и детей в реализации школьного уклада, в проведении различного рода экспертиз;

на создании единого поля, в котором старшеклассники берут на себя ответственность в работе совета школы, суда чести, в летних и зимних лагерях, в различных делах школы, законотворчестве;

на совместных проектах учеников 10–11 классов: театральных, социальных, туристических и т.п.

Вопрос о результатах – самый сложный вопрос образования, если, конечно, речь не идет о диаграммах, составленных на основе сдачи ЕГЭ. Возможно, и вправду увидеть результат можно только спустя какое-то время, поэтому мы стараемся быть внимательными к тому, что говорят об этом сами наши выпускники: и сегодняшние, и вчерашние, и те, кто закончил Школу самоопределения уже достаточно давно.

И словно в подтверждение этого молодые учителя, сами когда-то закончившие школу Тубельского, рассказывали о ее ценностях, традициях, читали отрывки из рефлексивных работ старшеклассников разных лет.

После презентации ведущий мастер-класса Марк Кукушкин предложил присутствующим рассказать о других моделях старшей школы.

Андрей Щербаков из Челябинска рассказал об опыте разновозрастных объединений, где собираются ребята с пятого по одиннадцатый класс.

Брет Шлезингер напомнил о модели продуктивного образования, о которой рассказывал накануне, и развил тему вариативности образования:

– Класс – самая деструктивная форма организации обучения. Если во время урока двое ребят склонились над одной тетрадкой, учитель непременно заподозрит и уличит их в списывании. Но можно ведь посмотреть и иначе: они вступили в продуктивную кооперацию. То есть учитель, обвиняя в списывании, преподносит им негативные ценности.

Московский учитель географии Леонид Перлов продолжил тему общих принципов построения школы, но заговорил о том, чего не должно быть в правильно устроенной старшей школе:

– Не должно быть страха, жестких рамок и критериев, нельзя ущемлять чувство собственного достоинства.

Сергей Поляков, профессор Ульяновского университета, напомнил:

– Недостаточно дать возможность выбора, нужно еще и оснащать подростка психологическими средствами для того, чтобы он делал этот выбор сознательно.

Но большая часть сидящих в зале с дотошностью истинных практиков упорно продолжали задавать вопросы представителям школы, причем теперь, после презентации, уже не общепедагогические, а вполне конкретные:

– Что такое выездные экзамены?

– Как проходят стажировки и чем они отличаются от социальной практики?

– Что остается для школы самыми трудноразрешимыми проблемами?

И учителя рассказывали о многочисленных формах работы в старшей школе, которые были придуманы и обкатаны за последние двадцать лет. Некоторые изрядно трансформировались. Стажировка, например, выросла из социальной практики. А выездные экзамены придуманы не для проверки знаний по программе, а для замера универсальных умений.

Были вопросы совсем уж детальные:

– Можно ли включить тьюторов в штатное расписание?

– Как выбор предметов и программы соотносится со стандартом?

– Каким образом составляются индивидуальные планы старшеклассников?

То есть устройство старшего звена в школе Тубельского стало моделью, которую дотошно повертели в руках, попробовали на прочность, рассмотрели «что там внутри и как оно тикает». Эта модель стала своеобразным учебным пособием и хорошим поводом для содержательного профессионального общения.

Ощущение состоявшегося разговора было подкреплено заключительным действом – созданием тотемного дерева. Это тоже одна из традиций НПО «Школа самоопределения», где старшеклассники перед выпуском или вступлением в старшую школу – одним словом, в завершение какого-то важного для себя этапа – наряжают самодельное деревце значимыми предметами, пожеланиями, знаками пройденного вместе пути.

Такое же деревце было заготовлено и для участников чтений. Все время, пока длилась встреча, оно стояло на сцене и интриговало присутствующих. И вот наконец участники обсуждения смогли выйти и развесить на ветках стихи, пакетик леденцов, самодельный брелок, веревочного человечка. И множество разноцветных листков с пожеланиями и идеями про старшую школу, в которой охотно учатся подростки.

Рейтинг@Mail.ru