Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРАКТИКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Декларации о целях образования и целях школы

Из опыта работы Союза школ, которым руководит Дебора Майер

Декларация о целях образования

Задача образования – развить в молодых людях такие навыки и привычки, дать им такие знания, чтобы поддержание и развитие демократического, справедливого и равноправного общества стало для них потребностью. Это означает, что мы должны укрепить в детях приверженность к разнообразию, справедливости и взаимному уважению.

Наши дети должны иметь свою точку зрения и должны уметь отстаивать ее, но делать это интеллигентно, осознавая, что право на свое понимание есть у каждого. Для этого они должны быть хорошо информированы, уметь читать и писать, уметь высказывать свои доводы ясно и убедительно и уметь слушать аргументы других.

Для этих целей в нашей школе мы готовы тратить время на подробные разговоры, даже если это кажется расточительным. Всякое настоящее понимание требует времени.

Мы должны стремиться к наивысшим стандартам образования, но при этом отдавать себе отчет, что результат может выражаться самыми разными способами. Наши выпускники должны иметь возможность продемонстрировать свои способности, обрести уверенность в своих силах на много лет вперед.

Декларация о целях школы

1. Развитие ума и сердца ребенка: формирование навыков критического мышления, социальной активности.

2. Глубина превыше широты охвата (лучше меньше, но глубже): программа включает основные понятия и навыки, которые изучаются на интегрированных уроках искусства, взаимодействия с окружающей средой, изучения человека.

3. Внимание к детям: все педагогические действия и решения осуществляются в интересах учеников, им предоставляются разнообразные возможности совершать собственные открытия, делать собственные выводы, исходя из личного опыта.

4. Местное самоуправление: все решения по возможности принимаются данным сообществом в зависимости от конкретной ситуации. Выбор тем, методик находится в руках администрации и коллектива школы.

5. Воспитание активной гражданской позиции: школа связана с реальным миром через различные проекты, стажировки.

6. Многообразие форм оценивания: в оценивании результатов ученика участвуют многие люди, анализируя продвижение ребенка в процессе выполнения реальных задач, проектов, создания портфолио, а также принимая в расчет его самооценку.

7. Атмосфера доверия: школа должна поддерживать домашнюю, неформальную атмосферу.

8. Эрудиция и общественная ответственность: педагог – человек, владеющий обширными познаниями и способный поддерживать дух сообщества в школе.

9. Ресурсы, необходимые для преподавания и обучения: разделы бюджета школы должны отражать ее ценности и желания граждан, от этого зависит решение всех финансовых вопросов.

10. Школа – модель демократического равноправного сообщества. Здесь уважают, ценят каждого независимо от возраста, расы, языка, состояния здоровья, любое проявление неравноправия искореняется.

Настоящее образование может принимать любую форму в зависимости от местных условий, особенностей школы, класса. Все нововведения – результат постоянных размышлений и переоценки ситуации. Приверженность традициям и нормам не главное.

Рейтинг@Mail.ru