Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Помочь ребенку стать настоящим пятиклассником

«Новенькие» пятиклашки часто забегают ко мне:

– Я опять потерялся, на урок не попал, где все?

– Вы не представляете, как наши мальчишки стали драться!

– Я больше учиться не хочу, я и так все умею, что нам говорят.

Они становятся другими прямо на глазах, так резко изменилась их школьная жизнь. Кому-то на усвоение новых норм хватит недели, месяца, а кого-то будет лихорадить весь год. И тут многое зависит от позиции родителей.

Самая неудачная – «Ты теперь большой, все должен делать сам: собираться, учить уроки, следить за своим внешним видом». Занимая такую позицию, родители уподобляются детям: распрощавшись с требовательной учительницей начальных классов, они наконец-то почувствовали себя свободными.

Попытаюсь объяснить, почему родителям ни в коем случае нельзя бросать ребенка в период адаптации к новым условиям учебы. Для этого перечислю те состояния, которые дети проживают в этот период.

Растерянность. Исчез маячок, который служил ориентиром. Рядом нет их единственной учительницы, именем которой вершилось все. Имена новых учителей никак не запоминаются, они непонятные, потому что непонятны сами учителя. И потом: раньше учитель много за них делал сам или тщательно следил за тем, что они делают: все ли записали задание, не забыл ли кто свои вещи. Теперь ребенок ничего найти не может: ни дневник, ни кабинет, ни учителя. Родителям не стоит забывать, что организованность не божий дар, а следствие определенных воспитательных усилий.

Переживание потери. Тоска по первой учительнице сильно мешает положительному восприятию новых учителей. Никто не лучше, чем она. Не так говорят, некрасиво пишут на доске, неправильно ставят оценки. Своими наблюдениями дети делятся дома, и как раз эту тему – осуждение учителей – родители охотно поддерживают. А зря! Строить новые отношения это не помогает.

Переоценка ценностей. Вдруг успешный ученик дает резкое снижение успеваемости, а троечник начинает зарабатывать пятерки. Или так: у одного учителя он лучший ученик в классе, а у другого оказывается на периферии внимания. Это нормальное явление, но у некоторых детей и родителей оно вызывает шок.

Испытание прочности рамок. Как так? Было нельзя, а стало можно. Эйфория: может быть, можно все? А если я приду без формы? А если не буду делать домашку? А если прогуляю урок? А если буду баловаться? Раздвину-ка я рамки и посмотрю, пролезет мой поступок или нет. Отсюда первые конфликты с учителями. Их естественную природу родители должны понимать в полной мере.

Поиск места в коллективе. Даже если класс идет тем же составом, межличностные отношения меняются. Кто теперь кто, лидер или изгой? Кто теперь чей друг? Внимательных родителей волнуют эти вопросы, то, что и как рассказывает ребенок об одноклассниках, о своих друзьях. Им важно, с настроением он идет в школу или жалуется то на головную боль, то на «уколы в сердце». Такие родители начинают более активно участвовать в жизни класса, понимая: в этом возрасте детям не обойтись без укрепляющего влияния взрослого.