Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Сторонники ЕГЭ часто ссылаются на мировой опыт. Мол, во всех развитых странах давно существует аналогичная форма экзамена. На самом деле те, кто приводит этот довод, выдают желаемое за действительное. Потому что принципы, на которых строятся педагогические измерения в других странах, существенно отличаются от российских. Как сообщают руководитель Центра сравнительной педагогики Владимир Мясников и национальный координатор РФ по выборке в IEA Наталья Найденова в статье «Основы проверки достижений учащихся: путеводитель для практиков» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 4 за 2007 год), за рубежом под тестом понимается любой измерительный материал: стандартизированный тест (ЕГЭ в российском варианте), контрольная работа, диктант, сочинение, опросные листы, анкеты и другие формы, применяемые в образовании. У нас же тестом зачастую считают набор заданий в закрытой форме.

Во всем мире разработчик тестов обязательно предлагает и систему оценивания их результатов, после чего в его участии нет необходимости. Образно говоря, тест представляет собой уже проградуированную измерительную линейку. В нашей стране после проведения тестирования и первичной обработки результатов разработчикам тестов предоставляется возможность определить нормы или критерии оценки. То есть как бы заново проградуировать линейку под того, кого измеряли, или под цели настоящего времени. Разнятся и критерии оценивания. Если за рубежом принято считать, что для удовлетворительного образования человек должен уметь решить неформальную задачу, применив приобретенные в школе навыки, то у нас эта задача – для отличников.

Но самое главное отличие, пожалуй, в том, что в мире измерение конкретных знаний доверяют учителю, а с помощью тестов проверяют способности, учебные достижения, готовность к социальной, трудовой и бытовой жизни.

Насколько религиозны современные школьники? Чтобы выяснить это, социологи Белгородского государственного университета провели специальное исследование, результаты которого представлены в статье кандидата социологических наук С.Лебедева «Отношение учащейся молодежи к религии» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 8 за 2007 год). Оказалось, что в отношении к религиозной вере у молодых людей 14–17 лет четко проявляются четыре позиции. Для первой группы ребят (24,8%) религиозная вера является основным жизненным ориентиром. Они не считают себя особо верующими, но стремятся к вере как к очень важной, если не важнейшей ценности и цели всей своей жизни. Будучи светскими людьми, получив обычное образование, они идентифицируют себя как верующих и православных.

Представители другой группы молодежи (21,4% выборки) рассматривают значение религиозной веры как служебное и инструментальное. Религия для них – средство достижения общественно значимых целей и удовлетворения личностных потребностей. Довольно значительной части молодых людей (27,9%) присуще умонастроение ситуативной, то есть не носящей устойчивого характера, религиозности. В последнюю группу (17,8%) вошли респонденты, безразличные к религии.

Авторы исследования предположили, что о реальном влиянии религии в массовой школе в результате введения «Основ православной культуры» можно говорить только применительно к школьникам, которые придерживаются первой позиции. Тем не менее исследование не позволяет сделать вывод о том, насколько сильным будет это влияние и его последствия.

От головной боли мы, как правило, спасаемся лекарственными препаратами, которые покупаем на свой вкус. В лучшем случае обращаемся к врачу и просим выписать рецепт на какое-нибудь болеутоляющее. К сожалению, мало кто понимает, что прежде чем посоветовать такие таблетки, врачу необходимо знать характер боли: «давящая», «пульсирующая», «как обруч охватывает всю голову», «разлитая». Как пишет кандидат медицинских наук Наталья Малярчук в статье «Лучшие средства от головной боли – терпение, понимание и юмор» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2007 год), это знание поможет определить причину боли и, возможно, справиться с ней без лекарств.

Психотерапевты считают, что нужно стать менее восприимчивым к головной боли. Как это сделать? Вот некоторые советы автора статьи. Не бойтесь высказываться и выражать свои эмоции. Это лучше, чем аккумулировать в себе отрицательные переживания. Осознавайте пределы своих возможностей. Вы не можете достать до неба, но вы не должны испытывать вину из-за того, что у вас нет крыльев. Работайте в меру своих сил и старайтесь чувствовать удовлетворение от работы. Не спешите угодить всем. Это неизбежно приведет к тому, что вы так или иначе будете обманывать себя. Чем больше вы освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, тем лучше вы сможете развиваться, уважать и понимать себя. Раньше вставайте по утрам. Многие люди, склонные к головной боли, отмечают, что они могут предупредить возникновение приступа, если встанут с постели на десять–пятнадцать минут раньше. Привыкайте к позитивному мышлению. Как бы вас ни беспокоило то, что у вас чего-то нет, напоминайте себе о том, что у вас есть что-то другое. Используйте чувство юмора.