Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ


Кожурина Людмила

Сетевые педагогические сообщества

Как грамотно использовать интернет-ресурсы для профессионального роста

Сегодня все больше педагогов выходят в Сеть, осваивают интернет-ресурсы, обучаются дистанционно: самостоятельно и внутри учительских сообществ.

Кто-то работает строго в пределах регионального сайта управления образования и принимает участие в областных и районных виртуальных семинарах и конференциях – это просто необходимо теперь, когда надо как можно чаще заявлять о себе. Кто-то самостоятельно путешествует по многочисленным образовательным сайтам: ищет полезный для работы материал, находит информацию, которую администрация школы по каким-то причинам не посчитала нужным довести до сведения. А кто-то прибегает к помощи путеводителей, специализированных интернет-обзоров.

Как правило, на каждом полезном сайте учитель находит ту или иную форму обратной связи: опрос, форум, голосование, возможность оставить вопрос, записать свое мнение. Не исключено, что, случайно заглянув на какой-то из них, вы попадете на семинар или конференцию.

Однако стопроцентное попадание на виртуальную конференцию или семинар в любое время суток вам обеспечит регистрация в сетевых сообществах педагогов.

На Всероссийском интернет-педсовете – любой форум можно назвать конференцией, поскольку модераторы каждого – профессионалы и любой разговор никогда не заканчивается «ничем». Спросив о чем-то, вы получите дружные ответы опытных коллег и возможность излагать свою точку зрения дальше. Здесь же практикуется жанр консультационных линий: рядом со списком персон грата образования опция «задайте вопрос». Задайте, почитайте ответы на другие. Эта форма проведения официальных интернет-конференций практикуется все чаще.

На портале «Сеть творческих учителей» с жанрами намного строже: вот это – форум, это библиотека, а это – конференция или семинар. Порядок заранее расписан: «Создается раздел с названием семинара, в котором публикуются установочные тезисы и ссылки на полезные для обсуждения ресурсы; задается 3–5 ключевых тем для обсуждения; обсуждение; выводы руководителя семинара; рассылка активным участникам семинара виртуального Сертификата участника за электронной подписью руководителя семинара и координатора сообщества». Сроки проведения ограничены, а руководство доверено компетентным людям. Например, интернет-семинар по вопросам исследовательской практики вела Лариса Горбунова, проректор по научно-методической работе АПКиППРО, профессор кафедры педагогики и психологии.

Десятки тысяч педагогов зарегистрированы в сообществах этих порталов, но ресурсом люди пользуются по-разному. Увы, большинство молчаливо. По статистике примерно так: участвуют в семинаре или конференции около десяти человек, а просматривают тему – до тысячи.

Дело в том, что поведение человека на виртуальной конференции – всероссийской к тому же – сильно отличается от привычного пребывания на реальной, городской или областной. Вдруг оказывается, что принятая в «своем кругу» педагогическая фразеология не всем понятна; что ориентиры, которые приветствуются вашими руководителями, здесь отрицаются; наконец, самое травматичное: ваши искренние слова не воспринимаются или понимаются превратно – почему-то никто не может прочитать вашу мысль адекватно. Заметим: через эту ловушку письменной речи проходит каждый начинающий. Чтобы выбраться из нее, требуется одно: продолжать писать, подбирать все более точные слова для выражения все быстрее приходящих на ум мыслей. И еще – стремление договариваться, то есть все время перепроверять в диалоге свое и чужое понимание.

На эту тему несколько свежих цитат с www.pedsovet.org/: «По первому впечатлению думаешь: ну какую же ахинею он пишет! А потом раз за разом, сообщение за сообщением понимаешь: человек ведь вот о чем пишет, не о том, о чем ты сам думал!»... «С одной стороны, осталось чувство неудовлетворенности оттого, что люди тебя поняли со своей колокольни. С другой – это заставляет четче излагать мысли, что замечательно».

Так что главное – не стесняться учиться. Не бояться выглядеть глупо и не дуться, когда не получается. Засим – в интернет!