Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ


Куценко Елена

Учитель едет на конференцию

Несколько рекомендаций для тех, кто делает это впервые

В сентябре мы стараемся выстроить перспективу по всем многочисленным направлениям своей деятельности. И с удивлением отмечаем, что в самой, наверное, важной сфере учительского бытия мы почти ничего не планируем самостоятельно – в области профессионального роста. Учитель, конечно, будет в течение года читать специальную литературу, ситуативно общаться с более опытными коллегами, но когда дело касается заранее запланированных мероприятий, оказывается, что за педагога все давно решили: когда и на какие курсы ему ехать, что обсуждать на педсовете и методическом объединении. То есть мы все чаще говорим о свободном образовательном пространстве для ребенка, а учитель такого пространства практически лишен. Однако сейчас стали появляться формы профессионального общения и образования, в которых учитель может участвовать по собственному выбору, а не по разнарядке.

Выбор

С появлением у школ каких-никаких свободных денег (по грантам, например) у педагогов появилась наконец-то возможность выбирать интересные для себя форумы и участвовать в них. Расширился и круг тем, в обсуждении которых может участвовать учитель. Если он достаточно настойчив в выбивании командировки или просто живет в крупном городе, то при желании выходит за рамки методики по своему предмету, расширяет границы профессиональных интересов.

Сейчас педагогическая тематика появляется в программах конференций самой разной направленности: по экологии, философии, антропологии, психологии, социологии, управлению.

Вы можете участвовать в них в разном качестве. Можно просто прийти и послушать. Это вообще не потребует никаких затрат, кроме взноса за участие (а иногда и он не требуется), если конференция проходит в вашем городе. Нужно только регулярно просматривать информацию о предстоящих событиях на сайтах университетов и вузов вашего города. Причем не только профильных, педагогических.

Если вы хотите сделать доклад или хотя бы заочно принять участие, то есть опубликовать статью в сборнике конференции, приготовьтесь к несколько большим затратам. Кроме того, придется внимательно изучить в информационном письме требования к оформлению материалов. Ведь если вы используете неправильный отступ, интервал, шрифт, возиться с вашей статьей никто не будет.

В обоих случаях нужно обращать внимание на срок, когда прекращают принимать заявки и статьи. Некоторые организаторы прекращают прием материалов чуть ли не за полгода до конференции. Иногда срок продлевают, но это случается не часто, и рисковать не стоит.

Сайтом имеет смысл воспользоваться не только для получения информации о сроках подачи материалов и правилах заполнения регистрационной формы. Если конференция проводится организаторами уже не в первый раз, на ее интернет-ресурсе может содержаться архив, где можно найти сведения о докладчиках, познакомиться с выступлениями прошлых лет. Это помогает сориентироваться в программе заранее и соотнести свое выступление со стилистикой и тематикой, принятой на этом форуме.

Участие

В каком бы качестве вы ни присутствовали – докладчика, участника секционной работы, «круглого стола» или просто слушателя, не забывайте, что это свободная форма вашего образования. Значит, в отличие от педсовета и заседания методического объединения здесь можно и нужно искать то, что необходимо и интересно именно вам. Или школе, если вы пришли с конкретным образовательным запросом коллег и администрации.

К сожалению, довольно часто темы обсуждения формулируются недостаточно отчетливо. А заявленные формы не выдерживаются ведущими. Например, модное название мастер-класса может носить старая добрая лекция (настоящий мастер-класс представляет собой непосредственную демонстрацию метода, например, занятие в форме французских мастерских и будет мастер-классом по этой технологии). Вообще-то классическая конференция предполагает только доклады и их обсуждение, но сейчас в программу конференций включают самые разные формы обсуждения и демонстрации. Особенно это характерно для научно-практических конференций.

Бывает так, что тема кажется невероятно интересной, а докладчик несет какую-то унылую чушь. Поэтому не надо стесняться вставать и уходить, когда вы чувствуете, что это «не ваше». Тем более что часто занятия проводятся параллельно. Загляните в каждую аудиторию и выберите для себя самое ценное.

Если вы выбрались только на один день, старайтесь попасть на начало: на конференциях (в отличие от концертов, где самое интересное приберегают напоследок) главное происходит вначале.

Конференция даже на самых живых и интересных кафедрах – в большой степени междусобойчик. Интеллектуальное и организационное ядро составляют люди, которые давно знают друг друга и работают в одном направлении. Учитывая это, не рассчитывайте получить полную картину научных взглядов на интересующую вас проблему. Конференция – это практически всегда встреча давних единомышленников, поэтому серьезных и острых споров здесь почти никогда не бывает. Если же среди выступающих попадается кто-то, не разделяющий ценностей сообщества, его могут вежливо проигнорировать. Ну что ж, нужно просто понимать это и для ознакомления с альтернативной позицией ехать на конференцию другой научной школы.

Если же вам приглянулись идеи, люди и методы работы именно этого сообщества и вы хотите с ним сблизиться для дальнейшей совместной работы, лучшего места, чем конференция, не найти. Только учтите, что сразу войти в этот круг человеку со стороны невозможно, каким бы выдающимся ни был его доклад. Впрочем, как и в любое другое сообщество.

Именно поэтому доклады лучше не прогуливать: там вы разом увидите и услышите весь цвет этого научного направления. Если ваша школа ищет сотрудничества с учеными, посмотрите на выступающих с этой точки зрения, задайте вопросы, подойдите во время перерыва. Кстати, самые важные и содержательные разговоры происходят в так называемых кулуарах.

Не огорчайтесь, если на научной конференции вы многого не поймете, особенно в выступлениях аспирантов. Это они обкатывают свои диссертационные речи и от страха перед мэтрами говорят сплошь высоконаучными словами. Удивительно, но понятнее всех говорят доктора и академики, которые по-настоящему занимаются делом – они уверены в себе, никому ничего не доказывают, а наоборот, стараются донести свои идеи до окружающих.

Помимо информации по содержанию вы можете отмечать для себя и организационные формы. Эти наблюдения могут пригодиться при организации школьных конференций, которые входят теперь в обиход.