Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Дашковская Ольга

Образовательный стандарт получает правовое оформление

Несмотря на острые дискуссии, новый законопроект был одобрен в первом чтении большинством голосов

Новый законопроект об образовательном стандарте, подготовленный Министерством образования и науки, принят Думой в первом чтении. Этот документ серьезно корректирует само понятие стандарта – из него исключается обязательный минимум содержания образования, зато вводятся требования к условиям обучения. Еще одно новшество – законодательное закрепление компетентностного подхода как базового принципа образования.

Напомним, что требование закона о стандартах прописано в Конституции (ст. 43, п. 5). Попытки принять этот закон предпринимались многие годы, но успехом так и не увенчались. Ближе всего к этой цели были депутаты третьего созыва Думы. Их законопроект «Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения государственных образовательных стандартов общего образования» был одобрен в первом чтении еще в 2002 году. Однако из-за ряда спорных моментов в тексте законопроекта до второго чтения дело так и не дошло.

Пока закона нет, в школах используются так называемые стандарты первого поколения, утвержденные приказом экс-министра образования Владимира Филиппова от 5 марта 2004 года. Но этот приказ определением суда был признан не влекущим никаких правовых последствий. Поэтому два года назад в Министерстве образования и науки начали разрабатывать новый вариант закона о стандартах.

За вычетом минимума и трех компонентов

В отличие от своих предшественников новый коллектив авторов отказался от включения в законопроект о стандарте обязательного минимума содержания образования.

– Он постоянно вызывает дискуссии в обществе, в результате которых обязательный минимум перерастает в обязательный максимум набора знаний, – пояснил заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, представлявший депутатам законопроект.

Вместо минимума законопроект устанавливает требования к основным образовательным программам.

Требования к структуре – это соотношение между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, обязательной и вариативной частями программ. Требования к результатам освоения – полученные учащимися компетенции, знания и умения. Требования к условиям реализации программ – материально-техническое и кадровое обеспечение учебного процесса.

Кроме того, предлагается отменить деление стандартов на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Целесообразность этого разработчики обосновывают двумя аргументами.

Во-первых, трехкомпонентная структура не может применяться на всех уровнях образования. И якобы именно по этой причине не были разработаны стандарты для аспирантуры и докторантуры.

Во-вторых, трехкомпонентная структура не востребована: собственный региональный компонент приняли лишь тринадцать субъектов РФ и только в части общего образования.

Министерский законопроект вводит новое понятие – федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – вместо действующих ГОС. Под юрисдикцию ФГОС попадут общее и профессиональное образование. Для дошкольного и послевузовского образования планируется создать отдельную «систему государственных требований».

– Законопроект позволит укрепить единое образовательное пространство, обеспечить преемственность и взаимодействие всех уровней образования (от школы и ПТУ до ссузов и вузов) и в конечном итоге усилить роль государства в повышении качества и доступности образования, – перечислил достоинства предлагаемых нововведений глава Комитета по образованию и науке Думы Николай Булаев.

Сокращение вариативности

Однако бесспорные, по мнению разработчиков, преимущества законопроекта вызывают многочисленные вопросы, сомнения и опасения со стороны оппонентов.

С их точки зрения, исключение из стандартов обязательного минимума содержания грозит разрушением единого образовательного пространства. А отказ от трехкомпонентной системы уменьшит вариативность в образовании, поскольку в законопроекте взамен регионального и школьного компонентов лишь декларируется, что образовательные учреждения и органы управления образованием могут участвовать в формировании основных образовательных программ «с учетом национальных и региональных особенностей и запросов учащихся».

Расплывчатость и неясность формулировок законопроекта порождают разноречивые, порой взаимоисключающие толкования и самые мрачные прогнозы.

Например, чрезмерно патриотически настроенные депутаты опасаются, что в некоторых школах на уроках истории будут учить тому, что Чингисхан – это герой, принесший благо России. Другие парламентарии беспокоятся, что отмена регионального компонента лишит наиболее продвинутые субъекты РФ возможности преподавать основы православной культуры, что нанесет непоправимый урон духовно-нравственному воспитанию учащихся. Третьи считают, что этот закон создаст препятствия для преподавания в школах национальных языков.

Компетенции под вопросом

Но самым слабым местом законопроекта, даже по признанию самих разработчиков, является попытка прописать в нем положения о компетентностном подходе. Так, под результатами освоения основных образовательных программ авторы подразумевают «общие, социальные, профессиональные компетенции, а также знания, умения и личностные качества обучающихся, обеспечивающие реализацию соответствующих компетенций».

На основании этой запутанной фразы один из наиболее активных противников законопроекта, заместитель председателя профильного комитета Олег Смолин, сделал вывод, что «авторы законопроекта, как и большинство депутатов, плохо представляют себе, что такое компетентности».

Смущенный Юрий Сентюрин, так и не сумевший популярно объяснить депутатам значение модного термина, выразил надежду, что это место законопроекта будет исправлено во втором чтении.

Не согласился Олег Смолин и с тем, что законопроект не повлечет дополнительных финансовых затрат, поскольку новая структура стандарта включает в себя требования к условиям реализации образовательного процесса, а улучшить условия без денег невозможно.

Наконец, не вызывает доверия порядок разработки и утверждения стандартов, который, согласно законопроекту, будет устанавливаться Правительством РФ.

– Таким образом предполагается отстранить от обсуждения содержания образования общественность и парламентариев, – констатировал Олег Смолин.

Но все эти аргументы депутатов не убедили. Законопроект был принят большинством голосов: 331 – за, 55 – против.

Несмотря на острые дискуссии, сопровождавшие процесс разработки документа, и неоднозначное отношение к нему части депутатов, новому законопроекту гарантирована «зеленая улица». Законопроект о стандартах внесен правительством, до первого чтения он прошел согласование в 14 ведомствах, получил одобрение в 43 субъектах РФ и в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации.

Безоговорочная поддержка парламентского большинства в лице «Единой России» ему обеспечена. Так уже были приняты законопроекты о ЕГЭ, об автономных учреждениях и об обязательном 11-летнем общем образовании.

Рейтинг@Mail.ru