Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

А знания – приложатся...

Возраст, когда перемена важнее урока

У большинства педагогов и родителей отношение к ребенку резко меняется, как только он переступает порог 9 класса: впереди первые государственные экзамены, свидетельство об окончании основной школы, отбор в профильные классы. А он, кажется, не понимает, насколько все это серьезно, значит, приходится его подстегивать:

«Следите за каждым моим словом: в профильный маткласс попасть не так-то просто!» – говорит учитель; «Нужен репетитор по языку, а то не возьмут тебя в филологический», – твердит мама; «Смотри, с тройками ты в техникуме окажешься», – пугает папа; «А ты какой выбрал профиль?» – подступается классный руководитель. И каждый по десять раз повторяет: «Теперь надо усиленно заниматься, никаких поблажек себе не давать!»

Но тревожность нарастает и изнутри: надо выбирать, а что? Хочется учиться лучше, а как? Требуют самоопределения, а откуда я знаю…

Есть объективный закон психологии, который взрослым следует учитывать: только к 11 классу происходит профессиональное самоопределение личности, никак не раньше. Форсировать этот процесс бессмысленно. Лучше обратить внимание на то, чему посвящен возраст 14–15 лет, на процессы личностного самоопределения. Актуальнее вопрос «кто я?», а не «кем быть?», важнее определить свои возможности, особенности, склонности, а не овладеть определенной суммой знаний. Поэтому ведущая деятельность этого возраста – межличностное общение. Именно в общении ребенок понимает, кто он такой.

Не понимая этого, мы не пускаем ребенка гулять во двор, противимся приходу друзей, нас раздражает, когда он где-то задерживается. Мы говорим: «Нечего терять время, надо учиться». Но в том-то и дело, что как раз сейчас создается психологическая база, без которой никогда не возникнет у человека радости целенаправленного, осмысленного учения, – идет активное самопознание и самоопределение.

Этап, который пропустить нельзя. Когда общение с ровесниками выходит на первый план, а суждения взрослых теряют силу. Когда безудержно тянет во двор, в кружок, в секцию, театральную студию – на любую площадку, где можно общаться, предъявлять себя и ориентироваться на сверстников. Когда заводят дневник, пишут стихи. Когда увлекаются всем подряд и не знают, на чем остановиться. Когда перемена важнее урока, а отношения в коллективе значат больше, чем оценки. Когда появляется чувство взрослости. Отдельности. Самостоятельности.

Но вот парадокс: ребенок явно изменился, у него совершенно новая ситуация развития, а взрослые если и готовы перестраивать свои отношения с ним, то разве путем ужесточения контроля и введения новых запретов: «Опасный возраст! Как бы не упустить!»

И получается так: именно в период, когда у ребенка формируется Я-концепция, система представлений о себе, на основании чего человек будет действовать в дальнейшем, взрослые становятся более настойчивыми в своих требованиях, ставят ребенка в еще более подчиненное положение, безжалостно ломают его волю. Но критичное, некорректное отношение к детям этого возраста приводит к острым конфликтам, и тогда значимого взрослого, а он обязательно есть у любого подростка, ваш ребенок будет искать на стороне.

Поэтому первая задача взрослого, находящегося рядом с подростком 14–15 лет, – помочь ему разобраться в себе, научить строить отношения с людьми. Знания – приложатся.

Рейтинг@Mail.ru