Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Демократизация школьного управления: сценарий написан, роли распределены

Конечно, организационную структуру школы изменить можно, а вот стиль отношений – вряд ли

В новый учебный год школы страны вошли по-разному – в зависимости от ориентиров, принятых местными органами управления. А управленцами теперь движет забота об обновлении образования, приоритетном национальном проекте.

Соответственно и директора школ перестраиваются. Традиционно значимые мероприятия начала учебного года, как то: августовский педсовет, встречи творческих групп учителей, праздничная линейка для учеников – прошли «на автомате» или, по данным нашего опроса, вовсе не состоялись: «Администрации некогда, им приходится много бумаг готовить, и все – срочные». Позиция более чем знакомая: что с нас спрашивают, то мы и делаем. В этом году к школам приступили с требованием «развития демократического, государственно-общественного управления образованием». Пусть они разрабатывают «эффективные механизмы вовлечения участников образовательного процесса и кооптируемых членов управляющих советов в управление образованием», пусть ищут «направления участия родительской общественности в учебно-воспитательном процессе школы». Вдруг найдут?

Основной акцент

Не успели поставить задачу, а уже требуют ответа: что у вас сделано? Какие меры предприняты? Надо действовать!

Министерство образования и науки Астраханской области, например, инициировало проведение виртуального форума по теме «Общественно-государственное управление на территории области». На портале www.it-n.ru/ педагогам предложили высказать свои суждения по проблеме, задать вопросы – с тем чтобы «в дальнейшем инициативная группа сотрудников Центра гражданского образования во главе с директором центра Ириной Яцуковой построила бы более эффективные модели взаимной ответственности, обеспечивающие открытость образования как государственно-общественной системы».

Однако сама Ирина Яцукова к разговору не вышла, общение поддерживала методист центра Елена Чернобай.

Масло масляное

Были вопросы: «В нашей школе проделана большая работа по созданию попечительского совета, разработаны основные направления участия родительской общественности в учебно-воспитательном процессе в школе. С появлением управляющего совета какой будет роль попечительских советов? …В нашей школе работают совет старшеклассников, родительский комитет, не могут ли они быть альтернативой управляющему совету?».

И был ответ: нет. Хотя перечислялось, функции у попечительского и управляющего советов (УС) одни и те же: социальная, экономическая, политическая, психолого-педагогическая и этическая – все же «основной акцент деятельности – привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, содействие совершенствованию материально-технической базы». Вывод из разъяснения следовал неожиданный: «УС, таким образом, по своей сфере деятельности значительно шире и демократичнее».

«Дело добровольное»

Как о наличии органа самоуправления, так и о его названии, о регламенте функционирования школам говорят: «Будет так, как вы решите». Однако в школе, где больше 100 учащихся, УС должен быть обязательно, состав совета и процедуры выборов строго прописаны в областном Положении, формулировки для новых записей в устав школы уже заготовлены.

Тем не менее учителя продолжают проявлять инициативу: «Мы считаем, что роль и место родителей в УС в процентном отношении должны быть изменены в пользу педагогов, так как компетентность родителей в рассматриваемых УС вопросах невысока».

Их мягко успокаивают: «Учителя, которые работают в совете, получают решающий голос, а не совещательный, как сейчас на педсоветах при определении содержания обучения и решении финансово-экономических вопросов. Через своих представителей в совете учителя участвуют в принятии решений о содержании школьного компонента стандарта, введении профиля, участвуют в формировании программы развития школы на партнерских основаниях с руководством школы, представителем учредителя, родителями, спонсорами и другими представителями местного сообщества, включенными с состав совета».

В общем, все за вас и без вас уже продумано, сценарий написан, роли распределены – действуйте в рамках своей роли.

Правда глаза колет

Между тем, чтобы «побудить в родителях готовность на формулирование своего образовательного запроса» (одна из целей создания УС), надо хотя бы поинтересоваться реальным состоянием этого «формулирования». Мы, например, поинтересовались, поговорили с родителями сельских школьников, причем не на улице, а в администрации села:

«Как вы думаете, что не так в нашем образовании?» – «Конфликты, конечно, бывают, драки, но ведь хороший учитель разбирает их в одночасье!» – «А что такое хороший учитель?» – «Тот, который стремится, чтобы дети вникали в его предмет, интересовались». – «Готовы ли вы участвовать в совете школы, чтобы решать вопросы о поощрении учителей?» – «Ой, это ужас, какие проблемы начнутся». – «Но в такие советы входят и ученики!» – «Мне кажется, ученикам такую власть – распределение поощрений для учителей – не надо давать, я бы своего не пустила». – «А как же решить вопрос, за что следует платить учителям?» – «Как за что? Они отдают детям все! Если ребенку нравится в школе, значит, там хорошие учителя».

Видимо, астраханские сельские педагоги, задавшие вопрос о родительском участии в УС, имеют в виду подобную ситуацию. Но кто же будет считаться с такими «примитивными представлениями»? Нацпроект – это о другом.

Из форума явствует, что Центром гражданского образования Астраханского института повышения квалификации запланировано проведение семинаров для членов вновь избранных УС, разработан курс «Технология и методика создания УС». В объеме 72 часа, как раз для сертификата.

Заколдованное место

Многим еще памятна предыдущая попытка энтузиастов открыть замурованные двери школьной демократии. Какие только яркие общественные образовательные инициативы не возникали лет 20 назад! Но за отсутствием институциональных норм они постепенно угасали. Следом началось выдавливание из образования гуманистических идей, пошел отток из школы интересных людей. Тогда упор сделали на современные технологии, компьютеризацию и интернетизацию – по прошествии времени представление о педагогах как о персонале для обслуживания компьютерных и управленческих потребностей закрепилось даже в сознании некоторых учителей. Так что теперь «внедрение демократизации школьного управления» – в приказном порядке! – почти ни в ком не находит сопротивления: внедряем!

Но волшебные двери все равно не поддаются.

Рейтинг@Mail.ru