Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Тюттерин Дмитрий

...А заодно вспомнить знания, полученные в прошлом году

Учебный проект для первой учебной недели

Пролог к занятиям

Однажды первого сентября дети пришли в школу и увидели… новогоднюю елку. «А что вы хотели?! – пояснили им взрослые. – Начинается новый учебный год! Поэтому тут стоит новогодняя учебная елка». И действительно, присмотревшись, ребята увидели, что елка украшена оценками (преимущественно пятерками) и различными предметами, связанными с учебой: колбами, циркулями, линейками и прочим. Вокруг вились цепочки из скрепок. Потом пришел специальный Дед Мороз, всем подарили новогодние подарки. Праздник оказался смешным и радостным, и его создателям удалось донести основную мысль – первое сентября действительно начало года.

В этот день мы довольно быстро отпускаем детей домой либо даем им возможность свободно пообщаться между собой. Они носятся с выпученными глазами, впечатления переполняют их. Но вот второго, когда шум немного поутих, беремся за дело. Дело это – учебные проекты. Цель – постепенно, в игровой форме ввести ребенка в учебную деятельность, пробудить дремлющий мозг, заставив попутно вспомнить знания, полученные в прошлом году. Вариантов таких проектов масса: это и выездные «экспедиции» (благо, погода позволяет); и лабораторные исследования; и работа с различными источниками информации.

Запуск игры

Один из наших полуигровых-полунаучных проектов называется «Продажа Аляски» и представляет собой деловую игру для школьников 9–11 классов. Игра рассчитана на 3–4 дня. Учащиеся делятся на две равные команды. Далее рекомендуется провести небольшой тренинг на объединение людей в команде. В этом вам поможет школьный психолог. Времени тренинг займет от силы час, зато позволит сэкономить массу сил впоследствии. Помимо сплочения коллектива тренинг попутно выполнит следующие функции: знакомство детей (в классе может быть много новеньких); выявление лидеров (привычные позиции могли за лето поменяться); создание позитивного настроя на работу. Сразу после тренинга – инструктаж, для каждой команды отдельно.

Сюжет игры

Итак, место действия – Русская Аляска, время действия – 20 июня 1867 года. Одна команда представляет Российскую империю на переговорах по продаже Аляски, другая команда – Соединенные Штаты Америки. Задача «русских» – с одной стороны, найти аргументы в пользу продажи Аляски и послать их своему правительству, с другой – продать Аляску Америке как можно дороже. Задача «американцев» – купить Аляску как можно дешевле, но при этом объяснить своему народу, зачем им вообще понадобилась эта земля.

Два дня ребятам дается на подготовку. Один день – на переговоры. В итоге команды должны подписать договор на двух языках. Важно, что команды инструктируются отдельно и целей соперников не знают.

Первая лекция

После инструктажа ознакомительная лекция по проблеме. Здесь, помимо рассказа специалиста (лучше всего – историка), уместно изучение карт, показ видеофильма (например, фрагмент телефильма Л.Парфенова «Российская империя»). С каким интересом дети слушают эту лекцию! Внимательно, конспектируя и задавая вопросы по ходу действия. Еще бы, ведь они получают действительно важные для них сведения. Нам удалось провести опрос среди этих детей ровно через год – мы поразились количеству и точности информации, воспроизведенной ими по данной проблеме.

Что делает педагог, когда ученики работают самостоятельно

После лекции ребята начинают самостоятельную работу. Но в каждой команде есть взрослый. Желательно, не специалист в изучаемом вопросе. Его задача – грамотное и незаметное управление коллективом: подогнать ленивых, обратить внимание лидеров группы на детей, «выпадающих» из игры. Этот взрослый ни в коем случае не должен принимать участие непосредственно в игровом процессе: добывать информацию, выбирать стратегию переговоров, быть явным лидером коллектива. Его задача: наблюдать и корректировать.

Организация информационного пространства

Для самостоятельной работы, которая длится полтора дня, очень важно правильно организовать «информационное поле». Мы открываем несколько кабинетов с постоянно пребывающими там специалистами, которые могут консультировать команды по тому или иному вопросу.

1. Специалист по экономике (желательно заранее уточнить экономическое положение стран, курсы валют на то время, ценность добываемых ресурсов).

2. Кабинет информатики.

3. Юрист (теория договора, государственный строй государств-участников).

4. Культуролог (население, верования, промыслы).

5. Библиотека.

Игровые паузы

Работу рекомендуется прерывать на спортивные состязания в режиме «команда на команду». Это разгружает детей и подстегивает их азарт. Для того чтобы дать работу детям, неприспособленным к длительной интеллектуальной нагрузке, мы советуем периодически устраивать сюрпризы: объявить конкурс наглядной агитации среди команд. Организовать пресс-конференцию с представителем коренного населения Аляски, чтобы его интересы учитывались в договоре, и еще многое другое.

Переговоры

На переговоры мы приглашаем жюри (оно может состоять из тех же экспертов-консультантов). Задача жюри – оценить профессионализм подготовки групп. Далее командам дается по полчаса на презентацию своей точки зрения, после каждой презентации – вопросы из зала. После презентации – прения. Важно понимать, что, если в этот день не будет заключен договор, у команд должно быть в запасе время, чтобы дособрать материал или продолжить дебаты. Конечно, при условии, что это действительно дебаты, а не топтание на месте. В конце концов подписывается договор на двух языках.

Финал игры

Игра останавливается. Содержание нашего договора сравнивается с реальным историческим документом. Жюри высказывает свое мнение о работе команд, ходе ведения переговоров и прочем. Ребята проводят анализ деятельности своих команд (вместе или по группам). Через неделю, когда эмоциональная составляющая игры пойдет на убыль, проводится вместе с ребятами анализ самой игры, технологии ее проведения.

Итоги

За три дня школьники углубленно изучили ряд тем по следующим дисциплинам: история (российская и международная), экономика, география, английский язык, этнография, культурология, правоведение. Они потренировались в навыках добывания информации, работы с письменными источниками, с компьютером, ведения переговоров, самопрезентации и самоанализа. Но самое главное, они всю неделю шли в школу радостно, в предвкушении интересных событий. А ведь известно: как новый год встретишь, так его и проведешь.

Рейтинг@Mail.ru