Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Первая тетрадь
Политика образования

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК


Кожурина Людмила

Комплексные проекты модернизации: внедряем инновации!

Чтобы передовые идеи становились материальной силой

Общественные обсуждения реализации регионального комплексного проекта модернизации образования (КПМО) прошли уже во многих регионах страны. В Тамбовской области они состоялись 16–17 августа. В эти дни школа поселка Новая Ляда принимала работников Управления образования Тамбовской области, руководителей образовательных учреждений, муниципалитетов, представителей общественных организаций, профсоюзов, сотрудников Института повышения квалификации, а также группу экспертов из московской организации, имеющей статус федерального оператора проекта.

Побывали в Новой Ляде и мы, ведь известно: любые эксперименты рано или поздно внедряются в массовую практику, а те нововведения, которые обкатываются в пилотных регионах, в недалеком будущем предстоит прочувствовать всем.

Приоритеты названы

Напомним те пять задач, для решения которых был запущен КПМО: увеличение заработной платы педагогических работников, повышение эффективности расходования бюджетных средств, повышение качества образовательных услуг, создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, и обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Пути решения поставленных задач строго определены: введение новых систем оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, единой независимой системы оценки качества образования и развитие сети общеобразовательных учреждений.

И никаких возражений: ответственные за реализацию – глава администрации региона и его заместители. Объем финансирования на реализацию проекта только в Тамбовской области – один миллиард шестнадцать миллионов рублей.

«Финансировать будем качество»

Так и говорилось: «Режим вложения средств – проектно-программный». Правильные программы – те, которые уводят от архаичного представления о школе, о результате. Потому что образование не индивидуальный акт, а часть государственно-общественной системы, а ей нужна результативность. Пояснялось: «Школа – место согласования интересов личности и социума». Поэтому средства следует вкладывать в программы, стимулирующие развитие школьных общественных советов, новую систему оценки качества образования, правильное представление о качестве образования.

Опять же дословно: «Что толку, если человек много знает, выучил наизусть всего Брокгауза и Ефрона, а ничего, кроме как поговорить, не может? Чтобы в 14 лет каждый школьник мог самоопределиться, ему не знания нужны, а компетентности, и стимулировать надо умение искать информацию, ставить и решать задачи, оценивать ситуацию – то есть деятельностную составляющую процесса познания». Итак, измерять следует результативность. Как? Пока всем не очень ясно.

Понятно одно: слова «результат» и «результативность» развели по разным смысловым гнездам, наделили антонимическими отношениями. Зачем? Обсуждений не предполагалось: «Вместо того чтобы фиксировать непонимание, вы могли бы создать предложения» и «Дадим слово, но не тем, кто встает в позу критика, а тем, кто в позиции разработчика». А те, кто «не догоняет» реформаторскую мысль, «пусть сидят с умным видом».

Но как ни старайся, понять, что значит «качество» на языке, в котором ликвидация школ называется «оптимизацией сети», ежедневная тряска в школьном автобусе – «подвозом детей», увольнение школьных работников – «установлением рационального соотношения персонала», а сами уволенные – «высвобождаемыми работниками», очень трудно.

Отделить «чистых» от «нечистых»

По факту в Тамбовской области на одного учителя приходится восемь учеников, к 2009-му будет двенадцать. С учетом данных о неуклонном снижении численности учащихся половина учителей станут не нужны. Специальная рабочая группа уже готова снимать социальные риски, связанные с уплотнением штатного расписания и новой системой оплаты труда (НСОТ). «Высвобожденным» будет предложено пройти профильную переподготовку, стать менеджерами в социальной работе и в образовании, освоить специальности, на которые в регионе есть спрос: ИКТ в начальной школе, логопедия, сурдопедагогика, иностранные языки, психология. Но вряд ли на эту переподготовку будет спрос. Озвученные цифры и пожелания экспертов рисовали вполне определенную картину: «лиш- ние» – это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Они поедут на курсы переучиваться? Да они просто уйдут на выслугу, в бедность, в обиду.

При обсуждении разнобой: «Уберем пожилых – кто работать будет?» В сельскую школу молодого специалиста не заманишь, в прошлом году трое прибыли и вскоре убыли: условия жизни невыносимые. «Сто учителей с выслугой в нашем районе, и как только их работу начнут публично обсуждать на школьном управляющем совете, они тут же уйдут», – уверенно говорил начальник отдела образования одного из районов.

Но в руках экспертов из организации – федерального оператора расчеты: «У вас 5–10% учителей-звездочек, а 40–50% отстающих, при распределении стимулирующего фонда вам придется это учитывать. Увольнять надо примерно четверть состава, тех, кто сопротивляется новым подходам к образованию». Подумать только: фактически пришла разнарядка на увольнение каждого четвертого учителя! В перерыве спрашиваю у директора школы: «Неужели и впрямь так много плохих учителей?» Он смеется: «Ну, есть единицы, которые и себя мучают, и детей, и коллектив терроризируют, но это опять – как посмотреть».

Согласиться же с тем, что «плохой» учитель – это человек в возрасте, никто из моих собеседников-директоров не хотел.

Укрупнение

Даже соблюсти норму наполняемости классов (25 человек – в городе, 15 – в селе) непросто: «Ума не приложу, как сделать нужную наполняемость класса в параллели, где в одном классе 20 человек, в другом 22, а в третьем 23? И свыше тридцати нельзя, и от детей отказываться не можем»… «Надо ли закрывать класс, если детей набирается меньше 25?»… «Оказалось, не от качества работы школы зависит финансирование, а от количества детей!» – говорили педагоги, а им отвечали: «Это технические вопросы». Слова: «Их много, технических» – повисали в воздухе.

«Педагогика – это не прогресс, это другое: учитель – тот, кто лелеет старое и не пренебрегает новым, по Конфуцию», – говорила улыбчивая сотрудница районного отдела образования. Мы рассматривали две карты школ Тамбовской области, старую и новую. Значков на новой карте значительно меньше, зато они крупнее и разнообразнее по форме и цвету: вот средняя школа с филиалами, вот основная школа с филиалами, ресурсная, школа-сад, а это сельский социокультурный комплекс, на них особенно рассчитывают. А вот и стрелочки, обозначающие подвоз детей к образовательным услугам. На модели красиво, а на местности?

Цифры отдельно

На ста школьных автобусах ездят две тысячи тамбовских детей. Требования, которые предъявляются к подвозу, трудновыполнимы: водитель с правами категории «Д», особое расположение сидений, ремни безопасности – такого транспорта в области нет. Прокуратура вправе в любой момент возбудить уголовное дело против начальника отдела образования района. Неучтенными оказались и особенности рельефа местности: автобусу не под силу подняться в гору в дождь и гололед, спуски еще опаснее.

Но точно ли детей везут «к качественному образованию»? Пока доля образовательных учреждений области, отвечающих современным требованиям, всего 3%, но в ходе реализации проекта она должна составить 70%. Опять же многое зависит, от какого количества школ будут считать. От гораздо меньшей цифры: в Тамбовской области к 2009-му, по прогнозу, останется на 180 образовательных учреждений меньше.

Что делать, если ежегодное уменьшение численного состава учащихся общеобразовательных учреждений в области составляет в среднем 7,6% и к 2010-му численность учеников сократится вдвое по сравнению с 2002 годом. Вымирание края не наша компетенция. Мы должны думать о выстраивании «обновленной работы с детьми».

Конкурсные ценности

Мерить можно все что угодно и чем угодно, надо только договориться о цене деления измерительного прибора. В Тамбовской области предложили измерять качество образования учительским и ученическим портфолио.

Главный плюс: портфолио описывает основных участников образования, ученика и учителя, качественно – в динамике, с точками роста и проблемными точками, при этом квалиметрия не исключается: графы, пункты, баллы. Более того: по способу организации портфолио можно быстро определить идеальную модель образования, принятую на данной территории. Каков здесь идеальный выпускник, идеальный учитель, школа, орган управления, наконец, методика, позволяющая вносить стимулирующие коэффициенты. И стоит только прописать идею в Положение о региональной системе оценки качества (РСОКО), аттестационная роль портфолио будет узаконена локальным нормативным актом.

С полдюжины ученических портфолио, пока лишь рекомендованных для использования в учебно-воспитательной работе, стояло на выставочном стенде мероприятия. «Портфель личных достижений для учащихся 4–6 классов» – яркая, плотная, мило иллюстрированная книжка-папка.

Каждая страница – таблица с графами: «когда», «что», «результат»; есть место для «итого». Пустые линейки – 35 на каждой странице – зовут к заполнению. Названия страниц: «Самый здоровый», «Лучшая тетрадь», «Самый трудолюбивый», «Самый опрятный» – всего страниц десять плюс «Таблица достижений», «Сводная таблица моих достижений» и правила пересчета занятых мест в баллы.

Как ни удивительно, тетрадь личных достижений очень легко превратить в требование соответствия общим меркам. Стоит взять личные достижения человека на учет, как мы начинаем подходить к ним не с осторожностью, вниманием и восхищением, а все с тем же пресловутым: «А ты такой, каким тебя хотят видеть?»

Единственный плюс: понятно, чем следует подтверждать свою успешность: как можно чаще ходить/ездить на конкурсы, участвовать в олимпиадах и соревнованиях. Министр Фурсенко, кстати, недавно внес предложение об увеличении конкурсных проектов федерального уровня.

ГОУ

Аббревиатура расшифровывается как государственно-общественное управление. В идеале общественные инициативы произрастают снизу, но у нашего населения социальная апатия. Руководителям страны недосуг разобраться, с чего бы это, а ждать тоже некогда, пора перекладывать груз ответственности за образование с государственных плеч на общественные организации. Поэтому программы общественного управления запускаются сверху: чтоб было! Раз нет заинтересованных людей, пусть пока работают задействованные поневоле.

В области запущен проект обучения общественников. Их ищут и подготавливают, после чего они будут обучать более широкий круг общественности на местах. Создано пять ресурсных центров и консультационных пунктов по развитию ГОУ, десять муниципальных координационных советов по вопросам ГОУ: срочно требуются эксперты-общественники.

Но пока лишь 22% образовательных учреждений зарегистрировали в своем уставе орган самоуправления. Называют его по-разному: совет школы, попечительский совет, но, видимо, победит название школьный управляющий совет (ШУС) – им пользуются операторы. Правда, предъявить публичный отчет об образовательной и административно-хозяйственной деятельности смогли лишь 5% из них, то есть именно столько включились в работу реально.

Образовательных учреждений со своими сайтами пока только 7%, но предполагается, что требование обязательности школьного сайта (и включение его в Сеть) автоматически переведет деятельность образовательного учреждения в режим гласности и публичности.

Опять же вся надежда не на людей, а на технику. Когда есть заданная цель, частным критериям, правилам, принципам места не остается. Вроде бы вот идет публичное обсуждение проблемных точек реализации КПМО в области, своего рода мастер-класс для руководителей образования региона – но задал человек вопрос, его осадили. Мало того, на другом мероприятии дня уже другой ведущий припомнил ему неосторожные слова. В принципе, конечно, ничего нового для человека, хоть как-то связанного со школой, но ведь здесь будто бы новые горизонты образования открывают.

«Вносите ваши предложения», «Мы просили вас приготовить предложения!», «Как решите, так и будете работать» – эти слова часто летели в зал обсуждений. И предложения поступали. Но либо от работников управления, либо от представителей групп, работавших по заданию и с участием операторов.

За пределами обсуждений

Полная хроника всестороннего сопровождения КПМО – на сайте управления образования и науки Тамбовской области: организовать, утвердить, изучить. Закон, Приказ, Регламент, Положение. Состав комиссии, образец заявки, план мероприятий, план-график, программа обучения. Семинар с ответственными, семинар со специалистами, семинар с руководителями, установочный семинар. Занятия с командами, занятия с... и так далее. Все проводится, в единое пространство собирается: операторы ОУ – операторы муниципалитетов – региональный оператор – оператор федеральный. Оценка качества образования ученика – учителя – школы – муниципалитета – региона: система. Все построены, учтены, обсчитаны, на коэффициенты перемножены; всем понятно, сколько кому, кого куда – сейчас, через час, к 2009 году. Красота и порядок в отрасли!

«А кто не понимал, зачем разбитые школы в течение многих лет компьютерами, интернетом оснащали, пусть уже догадаются», – услышала я в перерыве краешек чужого разговора.

…В перерывах остро хотелось на воздух. Вокруг школы группа ребятишек наворачивет круги: «Тянет в школу?» – «Уже соскучились… школьной жизни не хватает».

Но разве на их понимание школьной жизни работает великий КПМО? Может, на экономику, может, на государство, может, на чиновников. Или сам на себя. Но только не на детство.

Рейтинг@Mail.ru