Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЛЕТНИЕ ХЛОПОТЫ


Печатникова Людмила

Школьный интерьер: как организовать его по педагогическим принципам

Из опыта московской школы «Ковчег»

Закончился учебный год – начинается ремонт. Именно так происходит в подавляющем большинстве школ. Сколько ног энергично топает от осени до весны по дешевому линолеуму или старым доскам коридора, сколько чумазых ладошек, грязных подошв проезжается по тусклой масляной краске стен. Каждый год приходится что-то подновлять, подкрашивать, чтобы школа не превращалась в сарай.

Однако время ремонта может стать не только периодом финансовых испытаний и трудовых подвигов, но и поводом педагогически осмыслить имеющееся в распоряжении типовое пространство учебного заведения.

Исходные принципы

Прежде чем что-то менять в дизайне школы, полезно сформулировать собственные педагогические принципы. К примеру, в московской школе «Ковчег», где учатся разные дети, многих из которых принято считать инвалидами, основной постулат звучит предельно просто: школа – это дом для ребенка, уютный и удобный. Остальное – следствие.

Школа – пространство с минимальным количеством запретов. Чем меньше ограничений, тем меньше сопротивления, агрессии.

Школа – чередование различных по настроению зон, поскольку состояние ребенка, его потребности меняются в течение дня.

Школа – разнообразная среда, где можно осуществлять разнообразную деятельность. Поскольку размеры помещения ограничены, каждая деталь должна быть такой, чтобы в зависимости от ситуации играть разные роли.

Начнем с коридора

Длинные школьные коридоры обычно удивительно тоскливы. Или пугающе безумны в перемену. Сначала покрасим их. Не в монотонный цвет, пусть даже очень приятный, и не в сладкие цветочки, зайчики, которые наскучат через три дня. Нарисуем на стенках веселые неровные кирпичики. Они не просто разбивают монотонную поверхность, их цвет подобран особым образом. Есть зоны фиолетовые, бледно-зеленые, кофейные. Это пространство тепла, лекарство от одиночества. Стены вдоль лестниц тоже в кирпичиках – одна в красных тонах, энергичная, жаркая. Для детей «холодных», спокойных. Вторая лестница, с другой стороны, синяя. Это для темпераментных ребят, знойных. Кто-то будет бегать по обеим лестницам, кто-то предпочтет одну.

На полу практичная плитка. Конечно, не скользкая. Она легче всего моется. А чтобы не было проблемы сменной обуви, школе необходим моющий пылесос. Хотя стерильности, которой требуют комиссии, все равно не добьешься, но обычная домашняя чистота будет обеспечена.

Вдоль стен коридора прибьем деревянные планки, повыше, под потолком. К ним на нитях легко прикрепить множество детских работ. И менять их так часто, как захочется. Картины, висящие высоко, хорошо видны, но не мешают проходу, пробегу.

Коридор – не просто место для перемещения из кабинета в кабинет. Не просто комфортное пространство, где все украшено цветами и картинами. В коридоре можно устроить много такого, на что обычно не хватает помещений. Прежде всего спортивные зоны, чтобы в перемену дать детям максимальную возможность движения: приколотить шведские лесенки на стене, повесить баскетбольные корзины. Большие мячи в коридоре не слишком уместны – пусть лежат в углу тряпочные. Самодельные, на уроках труда сшитые.

Одного актового зала для хорошей школы всегда мало. В холле устроим дополнительный зал – место для собраний, репетиций, небольших представлений. Несколько скамеечек, розетка для подключения аппаратуры, можно построить невысокий подиум, а можно и обойтись.

Кстати, уроки тоже можно проводить в таком холле. Это важно детям, которые устают от замкнутого пространства. И ничуть это не отвлекает от занятий. Ведь дома ребенок тоже не всегда занят своим делом в тишине. И так ли обязательно в школе ограничивать его стерильно-учебным пространством? Конечно, не всякий урок проведешь в коридоре. Но уж если ребята работают там, значит, им это нужно, и все остальные постараются не мешать, зря мимо не бегать. А кому захочется подойти, послушать – пожалуйста.

Сложнее, но реально устроить в холле какую-нибудь не слишком шумную мастерскую: ткацкую, керамическую, швейную. Спланировать место для станков, подключение к электричеству. Чтобы мастерские были не где-то на отшибе, а в центре школы, были центром жизни. Чтобы все видели яркое разноцветье тканей, глины, видели картину увлеченного труда. Чтобы ребенок, уставший думать на уроке, мог не просто пойти пошататься, а сесть и занять руки (и душу?) делом.

Про душ и туалет

Давно известно: самое важное про школу можно понять, зайдя в туалет.

Оказывается, туалет не обязательно делить на женский и мужской, учительский и ученический. Как дома. Главное, чтобы кабинка закрывалась. Кстати, без такого разделения исчезает жгучее стремление малышей проникнуть в запретную зону. Мальчишки не ломятся в женский туалет, девчонок не заталкивают в мужской. Нет запрета – нет соблазна.

Отдельно – про душ. Он необходим в школе по многим причинам. Лучше даже два душа. Это, конечно, и возможность помыться после физкультуры, что важно для подростков. Возможность успокоиться, расслабиться. Но главное – гарантия безопасности для детей, у которых есть проблемы с туалетом. Сколько малышей почувствовали бы себя в школе спокойнее. Душ, конечно, не такое простое дело. Но если есть хоть малейшая возможность, дело того стоит.

Сцена для философов

В актовом зале построим не одну сцену, а две. Вторую – напротив типовой. Она пониже – три широкие ступеньки. Сделать – элементарно, а выгода огромная. Если действие в зале традиционно происходит на одной, главной сцене, противоположная возвышенность превращается в амфитеатр, и с задних рядов все отлично видно. Если ставится спектакль-путешествие, то герою достаточно пройти с одной сцены на другую, через зал, и он уже в другой стране, в другом мире. Без всяких труднодостижимых перемен декораций. Три ступеньки тоже не просто так. Самая верхняя – говорить о возвышенном. На средней – о земном. Нижняя – глубина. И никаких бархатных занавесов. Только рукотворный, сшитый из лоскутков, расписанных в мастерской батика. Соединение многих усилий и творческих порывов.

Учебный кабинет

Наконец-то добрались до классов. Как часто школы гордятся своими кабинетами математики, истории. В «Ковчеге» почти нет предметных кабинетов. Несколько лабораторий, куда ребята приходят время от времени проводить эксперименты.

Спортивный зал, где на одной стене нарисованы белоснежные вершины гор и стандартная синяя краска сразу превращается в небо. Эта стена – горный пейзаж – одновременно и скалодром, популярнейший у подростков спортивный снаряд, и цель для метания мячей.

А в остальное время все, с первого по одиннадцатый, учатся в своем родном классе, где все знакомо, привычно. Это важно и малышам, и подросткам. Пока ремонт не закончился, стоит договориться об устройстве в кабинете укромных уголков, ниш, возвышений где-нибудь в углу. Их потом можно будет укрыть ковром, спортивным матом, положить игрушки. Появится у ребенка возможность спрятаться, уединиться, пространство отдыха, которое превращается при желании в сцену для импровизаций, выступлений.

Педагогическое осмысление школьного пространства – процесс бесконечный. Каждый день что-то меняется; наблюдая за детьми, обдумывая возникающие проблемы, совершаешь новые открытия. Удачно повешенная полочка, к месту вбитый гвоздик. Стоит только начать…

Рейтинг@Mail.ru