Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ЛЕТНИЕ ХЛОПОТЫ


Иваницкая Елена

Мячики, мелки, скакалки

Как обустроить игровое пространство для активного отдыха

Наши дети учатся не только на уроках за партой, а в каждый момент своей жизни. На улице, во дворе, на детской площадке, на берегу речки, на пустыре. Везде новый опыт, свои большие и маленькие тайны. Так что долгожданные каникулы – это и отдых, и развлечения, и учеба. Особенная, так не похожая на школьную.

Чему именно дети учатся на каникулах? Дружить и ссориться с друзьями. Смотреть и видеть. Чувствовать на ощупь. Быть смелыми и осторожными. Узнавать возможности своего тела, границы силы и ловкости. Верить в перспективу: сегодня еще не умею, а завтра обязательно смогу.

Но каникулы – время и пространство не одного безоблачного счастья, а и повышенного риска. Далеко не все дети выезжают в летние лагеря или на отдых с родителями.

Многие на все лето остаются у себя в городе или в поселке. И проблемы неорганизованного досуга, из-за которых длинные летние деньки скорее тревожат, чем радуют, тут как тут.

Дети с утра до вечера во дворе или на улице одни, без присмотра взрослых. И если ребята не умеют себя занять, а помочь им никто не берется, то бесцельное времяпрепровождение им обеспечено.

У родителей возникают основательные опасения: как бы не научились чему-нибудь совершенно ненужному, а тем более опасному и вредному.

Какова вероятность того, что скучающей на лавочке компании кто-то предложит поэкспериментировать с сигаретами и алкоголем, а то и с психоактивными веществами?

Наблюдения психологов и наркологов неутешительные: вероятность почти стопроцентная. Все дети во время каникул – в зоне риска. Особенно те, кому делать нечего.

Специалисты напоминают родителям, что ребенку для поддержания нормального психического тонуса необходим большой объем приходящих извне впечатлений. Событийный дефицит разрушает его психику.

Родители обычно с горечью восклицают: да где же взять эти впечатления?! На самом деле все поправимо.

Ребенок по своей природе – существо творческое. Скука, апатия, неумение себя занять – следствие совершенных в прошлом педагогических ошибок, когда ребенка постоянно и мелочно контролировали. Его самостоятельность всячески ограничивали, а творческие, познавательные устремления пресекали и не развивали.

Пока ребенок еще мал, он ноет и пристает к родителям: «Мне скучно, чем заняться?» Когда подрастает, прямиком перекочевывает во двор, «на лавочку». К таким же результатам, как ни странно, приводит и другое поведение взрослых, когда ребенка полностью предоставляют самому себе, не поддерживают и не направляют его активность. Не научившись позитивному досугу, он частенько превращается в заводилу опасных развлечений.

Но всегда и при любых обстоятельствах в ребенке сохраняется, пусть и подавленная, жажда познания и творчества. Вот где зацепка! Нужно использовать ее в совместных играх детей на улице. Когда включенность в живую ситуацию с настоящими укрытиями, препятствиями, канавами, деревьями, стенами позволяет ребенку полноценно и творчески прожить игру. Что для ребенка куда важнее, чем свежий воздух, о пребывании на котором так пекутся родители.

Немного помочь, слегка направить, обучить детей интересным играм, оборудовать для них площадку – все это посильно родителям. Было бы желание.

Каким должно быть хорошо оборудованное пространство для игр, где смогут найти для себя немало интересных занятий не только малыши, но и дети 9–13 лет?

Вот несколько дельных советов, которым нетрудно последовать и в деревне, и на даче, а если постараться и проявить инициативу, то и в городе.

Чтобы школьники не считали свою игровую площадку «малышовским» местом, расположите ее так, чтобы она стала хоть немного укромнее.

На площадке не обойтись без высоких качелей, у которых сиденье висит на длинной веревке. Такая веревка позволит не только раскачиваться, но и менять траекторию движения, закручиваться вокруг оси и даже взлетать наискосок. Отличная тренировка вестибулярного аппарата и захватывающее дух ощущение полета.

Можно еще позаимствовать опыт западных стран, где высокие качели устраивают так: берут старую автопокрышку, кладут плашмя, проделывают в ней четыре дырки, вставляют в них металлические петли и закрепляют с обратной стороны. Потом за эти петли подвешивают покрышку на цепях или тросах. На покрышке можно качаться сидя, стоя, лежа, вдвоем, втроем.

Одних высоких качелей мало. Нужны качалки. Возьмите круглое бревно, на него положите доску – всё! Дети поменьше будут качаться сидя. А старшие справятся с забавой стоя. Такое упражнение-удовольствие разовьет в них ловкость и точность движений, четкое владение своим телом.

Или подвесьте к крепким веткам деревьев канаты с навязанными узлами. Хочешь – качайся, карабкайся по ним. Или просто повиси на них в воздухе. Вкопав пару-тройку самых обычных толстых столбов, останется сделать на них насечки или прибить дощечки-ступеньки. И устраивай веселые состязания! Приток новых впечатлений обеспечен.

Еще на площадке нужно отвести место тайнику, где дети будут хранить свои мелки, мячики, скакалки и всякие другие очень нужные мелочи, которые нет смысла каждый раз уносить домой.

Рейтинг@Mail.ru