Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Линда Бут Свини, Деннис Медоуз

Сборник игр для развития системного мышления

М.: Просвещение, 2007.

Термин «системное мышление», на первый взгляд заоблачно-интеллектуальный, на самом деле не так уж и страшен. Некоторые его компоненты мы попросту называем здравым смыслом. Развитое системное мышление позволяет осознавать свою цель, выбирать адекватные средства, прогнозировать результаты своих действий, оценивать собственные возможности, создавать команду, успешно работать в группе.

Один из авторов, Медоуз, известен в России уже больше десяти лет как автор книг, тренингов, игр (таких, например, как широко известные «Рыболовство» и «Стратегия»). Игры, собранные в книге, по замыслу авторов, работают на освоение пяти дисциплин: мысленные модели, обучение работе в команде, системное мышление, совместное видение, личное мастерство. Каждая игра позволяет понять некоторые важные вещи, о которых мы привыкли рассуждать только в теории. Даже не столько понять, сколько прочувствовать в буквальном смысле слова – на уровне ощущений. Насколько наши мысленные модели соответствуют реальности? Как глубоко проникли в наше сознание стереотипы? Действительно ли группа работает на уровне слабейшего ее участника? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите в процессе игр.

Оборудование в большинстве случаев совсем не сложное. К каждому разделу и каждой игре дано простое, остроумное и понятное пояснение. В некоторых случаях приводятся обстоятельные инструкции для ведущего, возможные варианты развития игры, продуктивные вопросы для заключительного обсуждения. Авторы упоминают, что специально сделали сборник таким, чтобы любой управленец или преподаватель смог провести игровой тренинг. Если, конечно, у него не вызывает опасения перспектива развития системного мышления у подчиненных…

В.Н.Костяева

Нестандартный ребенок

М.: Айрис-пресс, 2004.

Разумеется, любой хороший учитель скажет, что стандартных детей вообще не бывает. Да, конечно, каждый человек уникален, самобытен и неповторим, но… почти в каждом классе обитает кто-нибудь уж такой самобытный, что учителя только руками разводят: белая ворона. А родители начинают таскать ребенка по врачам и психологическим консультациям, чтобы выяснить, в чем причина и как помочь, как сделать его хоть немножко более стандартным.

Автор книги как раз консультирует таких детей: «Им трудно почувствовать себя своим среди одноклассников, они бунтуют против всех или замыкаются в себе, тоскуют от одиночества и страдают от непонимания». На типичных ситуациях из своей практики автор анализирует возможные причины проблемы, рассказывает о том, что могут сделать взрослые, окружающие ребенка, для того, чтобы пробить стену отчуждения. Некоторые рекомендации кажутся сначала слишком общими. Например, найти клуб или кружок. Но уже на следующей странице вы найдете предостережение: в семье, где все планируют и выбирают за ребенка, как раз и вырастают проблемные дети. «Я сама – мама и очень хорошо понимаю вас. Как найти эту золотую середину – что запрещать, что разрешать?» Кстати, большинство рекомендаций состоит в том, чтобы взрослые обратили внимание на себя, ибо чаще всего они становятся причиной неадекватного поведения ребенка. Или вообще выдумывают несуществующие проблемы, тогда как ребенок вполне комфортно чувствует себя среди сверстников. Методику такого тестирования тоже можно найти в книге.

Если же проблема реальна, вы найдете в книге советы, касающиеся работы с детской группой, специальные игры и упражнения, помогающие ребенку наладить общение с окружающими.

Рейтинг@Mail.ru