Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Чем более жестко регламентируется деятельность школ, тем острее ощущается потребность в особой педагогике – ориентированной на человека. По мнению ученых Эрнеста Гусинского и Юлии Турчаниновой, в переориентации школы на ученика может помочь опыт вальдорфских школ.

В традиционной школьной системе во главе иерархии стоит учитель. Его труд в значительном объеме определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. В вальдорфской школе учителю предоставлены полная ответственность и право действовать на основе понимания сущности ребенка. Поэтому работающие в ней учителя постоянно углубляют свое понимание растущего человека.

В основе организации школы – школьное самоуправление. Коллегиальное руководство реализуется на еженедельных конференциях. Например, педагогическая часть конференций служит постоянному углублению познания человека и обсуждению вопросов дидактики и методики; существенной частью являются консультации по отдельным классам и ученикам; обсуждаются также вопросы общего развития педагогики.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка. В статье «Вальдорфский аспект, или Педагогика, построенная на понимании ребенка» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2007 год) Гусинский и Турчанинова подробно описывают три фазы развития, которые выделяет вальдорфская педагогика.

К примеру, на 7-м году жизни у ребенка появляется способность к образной фантазии, произвольным воспоминаниям в образах и способность творческого образного созидания и переживания. Учитель, способный преподавать не интеллектуально, а образно, возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом.

После 14 лет стремление подростка к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке – вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок. Вместо образного преподавания в этот период используются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Не может быть и речи о том, чтобы навязывать молодому человеку чужие гипотезы и модели. Преподавание дает преимущественно ориентировку. Модели обсуждаются во вторую очередь. Когда их изучение основывается на собственной оценке ученика, они теряют скрытый догматизм и слепую веру, выдаваемые за научное знание и парализующе действующие на человека этого возраста.

В этом же номере журнала размещен материал кандидата педагогических наук директора гимназии № 122 города Казани Жаннеты Зайцевой «От конфликта до контакта», посвященный проблемам взаимодействия учителя и детей.

Чтобы узнать, как складываются взаимоотношения «учитель–ученик» в их учебном заведении, сотрудники гимназии провели анкетирование. И неожиданно выяснилось, что позиции педагогов и ребят расходятся по многим ключевым моментам. Так, большая часть учителей (77 процентов) считают, что никогда не ставят ученикам неудовлетворительные оценки в качестве наказания за плохое поведение или пререкания. Ученики думают иначе: 67–80 процентов опрошенных утверждают, что отметками наказывают некоторые учителя, а 12–20 процентов – что все, хотя бы иногда.

По словам большинства педагогов (85 процентов), они обосновывают свою оценку (объясняют, комментируют). Остальные учителя полагают, что делают это лишь иногда. С этим согласны лишь 8–20 процентов детей (в зависимости от класса).

Что чаще оценивают учителя: знания или поступки (проступки)? Абсолютное большинство учителей (81 процент) категорично заявили: знания. В то же время почти 72 процента ребят уверены в обратном. Обнаружилось также, что поддержка действий и мнений ученикам гораздо нужнее, чем думают об этом учителя.

Специалисты утверждают, что одежда способна влиять на самочувствие ее обладателя, изменить его манеры и даже характер. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров В.Шепель в статье «Магия личного обаяния» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2007 год) описывает правила подбора и ношения одежды.

При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая об особенностях собственной фигуры. Профессиональные костюмеры советуют начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста…) следует остановить внимание. Безусловно, важно подумать о специфике аудитории, на которую вы намерены воздействовать, об эффекте, которого хотите достичь. Необходимо уделить внимание аксессуарам (с точки зрения их уместности, вкуса и цветовой гаммы). И конечно же, очень важно, чтобы создаваемый вами имидж был адекватным вашему «я».

Рейтинг@Mail.ru