Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА


Нагорнева Ирина

Экзаменационная лихорадка

Как переболеть ею без осложнений

Экзамены в девятом и одиннадцатом классах – привычный атрибут школьной жизни в конце учебного года. Консультации, билеты, расписание экзаменов, протоколы – для учителей все это давно стало рутиной. И мало кто из педагогов задумывается о том, что для каждого отдельного подростка экзамен становится сильнейшим стрессом. Учитель, конечно, беспокоится о том, чтобы его ученик продемонстрировал как можно более высокий результат. Но подросток в ситуации экзамена очень часто не может воспроизвести даже то, что знает, – из-за волнения, растерянности, неумения сконцентрироваться. Нередки случаи, когда выпускник оказывается на грани нервного срыва, у него обостряются хронические заболевания. Экзамен – это неизбежное испытание. Однако педагоги и родители могут довольно сильно повлиять на ситуацию, сделать ее более щадящей, поддержать ребенка в тяжелое для него время.

Что нужно знать родителям

Родители выпускников тоже волнуются, всеми силами хотят помочь своему ребенку, но зачастую только усугубляют ситуацию. Поэтому хорошо бы классному руководителю провести вместе со школьным психологом специальное родительское собрание, посвященное поддержке во время экзаменов.

Родители должны направить усилия на поддержку иммунной и нервной системы ребенка. Прежде всего, как ни банально это звучит, нужно обеспечить организм витаминами и микроэлементами. Напомните родителям об этом лишний раз: во-первых, очевидные вещи не всегда приходят в голову и, во-вторых, вы направите неуемную родительскую энергию в конструктивное русло, они перестанут морочить голову своим детям и побегут пополнять запасы витаминов. В этом качестве лучше всего использовать свежевыжатый сок из цитрусовых (разумеется, если у ребенка нет аллергии).

В период интенсивных занятий полезно применять ароматерапию. На собственном опыте занятий с детьми знаю, что запах масла грейпфрута, например, повышает тонус, обостряет восприятие, поднимает настроение.

Бывает, что ребенок сильно волнуется в период подготовки к экзаменам, и родители отпаивают его валерианой. Этого делать нельзя! Валериана угнетает работу нервной системы и ухудшает память. В крайнем случае можно порекомендовать успокоительный сбор № 3 в самой низкой концентрации.

Немаловажное значение имеет соблюдение режима дня. Нельзя, конечно, ожидать, что подросток будет послушно садиться за стол и ложиться в постель по первому требованию взрослого, но тактичные родители смогут организовать жизнь семьи так, чтобы хотя бы во время экзаменов ребенок мог более или менее регулярно есть и, что очень важно, не засиживаться допоздна.

И никаких ночных зубрежек! Исследования давно показали, что выученное в последнюю ночь и даже в последний день не усваивается. Поэтому в последний день перед экзаменом ни в коем случае нельзя заставлять «на всякий случай повторить еще раз», что часто и настойчиво предлагают особо тревожные мамы. Лучше пусть ребенок накануне экзамена погуляет и отдохнет как следует, подготовит с помощью родителей вещи и одежду на завтра.

Когда это «завтра» наступит, пусть родители приготовят легкий завтрак (многие теряют аппетит от волнения), в который непременно будет входить стакан сока. Ребенка-сову лучше поднять чуть раньше обычного, чтобы дать время проснуться окончательно. Очень полезен перед экзаменом контрастный душ: он улучшает кровоснабжение головного мозга. Теперь наш выпускник готов к испытаниям.

Вообще-то подростку лучше идти на экзамен без сопровождения родителей. Но у них на этот счет может быть другое мнение.

И их тревогу можно понять. Но лучше заранее объяснить, что нервозное состояние родителей напрямую влияет на состояние их детей. Особенно в случае сильной эмоциональной связи настрой матери передается ребенку, даже если они не видят друг друга. Такой маме лучше остаться дома и заняться чем-нибудь требующим внимания и сосредоточенности. А «группу поддержки» нужно увести подальше от класса, где проходит экзамен.

…и учителям

Во время консультаций и самого экзамена от поддержки и грамотного, доброжелательного отношения учителя зависит очень многое. Прежде всего нужно учитывать тип темперамента ребенка. Нельзя ожидать, что ответы сангвиника и меланхолика будут одинаковы по темпу, эмоциональной окраске. Но вы ведь оцениваете знания ребенка. И даже если вас раздражает его невыразительное бормотание себе под нос, не снижайте отметку только за форму изложения.

Не всегда, но довольно часто не только ребенок, но и класс имеет выраженный тип, например, холерический. Такой класс будет вести себя более собранно и спокойно в непривычном для себя кабинете и в присутствии незнакомых учителей. А вот флегматичный класс в таких условиях растеряется и потратит много времени на то, чтобы освоиться.

Необходимо учитывать и ведущий канал восприятия ребенка, как на консультации, объясняя материал, так и на экзамене. Визуалу необходима наглядность. Во время ответа ни в коем случае нельзя отбирать у него листочек, на котором он писал во время подготовки, – вы лишите его главной опоры. Аудиал на таком листке обычно пишет только план ответа, а на консультации будет получать информацию из вашего устного объяснения. Его бессмысленно просить свести материал в таблицу. Зато таблица – хорошее подспорье для кинестетика, как и подчеркивание маркером основных мыслей в тексте.

Во время письменного экзамена тоже нужно помнить о нескольких обязательных правилах. Учителя, входящие в комиссию, должны всеми силами поддерживать рабочую обстановку в классе. Перешептываясь, часто выходя из класса, вы серьезно мешаете детям.

Если в классе есть ребята с синдромом гиперактивности, им обязательно надо давать возможность время от времени пройтись, подвигаться. Договоритесь заранее, как это можно делать, не отвлекая остальных.

Нужно напомнить и о том, что во время длительного экзамена в классе обязательно должна быть питьевая вода: состояние стресса влияет на водно-солевой баланс.

Установка на успех

Экзамен – время испытания не только для ребенка, но и для учителя. В частности, на профессионализм. Сейчас ученик полностью в вашей власти, и так велик соблазн поквитаться за все неприятности и огорчения, которые он вам доставил. Иногда класс даже ждет, когда придет очередь того ученика, который конфликтовал с учителем. Поверьте, что сам подросток в этот момент забывает о натянутых отношениях, он думает только об ответе на билет. И если учитель найдет в себе силы не опускаться до мелочной мести, объективно поставит отметку, а потом с глазу на глаз напомнит: «Посмотри, как сказались на твоем ответе все невыученные уроки и несделанные задания», то педагогический эффект будет гораздо большим, чем если бы ребенок ушел обиженным.

Вообще учительское слово иногда значит гораздо больше, чем кажется. Особенно перед и во время экзаменов. Часто учителя стремятся припугнуть нерадивых учеников: «Если вы сейчас не поймете (не запомните, не будете внимательны), то экзамен не сдадите». Дети при этом, как правило, пропускают первую часть фразы, а вторую воспринимают как установку. Поэтому в словах взрослого не должно быть негатива. Например, если ребенок застрял во время устного ответа, вместо сурового «Ну что, забыл?» лучше использовать позитивную установку: «Попробуй вспомнить, ты ведь знаешь эту тему».

Об этом нужно предупредить и родителей. Их напутствием должна быть фраза: «Иди и не волнуйся, у тебя обязательно получится». Хотя тут тоже важно не переусердствовать. Ребенок, от которого ожидают только идеального результата, думает не об ответах на вопросы, а о том, какой ужас его ждет дома, если он не оправдает родительских надежд.

Поэтому будьте терпеливы и доброжелательны со своими детьми и учениками.

Рейтинг@Mail.ru