Вторая тетрадь
Школьное дело
ИСПЫТАНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Все равно – лотерея
Не будет новостью сказать: та самая объективность проверки качества знаний,
за которую ратуют чиновники и ЕГЭ с ними, является таковой только при отношении
к выпускникам как к общей массе. В теории. На практике же, когда тест заполняет конкретный человек, эта объективность обращается в грозную непредсказуемость,
и какая разница, как это еще называется, если вызывает исключительно неконструктивные чувства: обреченность
и бессилие.
Подробности – в рассказе одного
из выпускников-2007.
– Хочется спросить: а вам, взрослым, часто ли доводилось проходить тесты?
Когда много заданий и лимит времени и ты знаешь, что самые сложные – в конце? И какой бы ты ни был стрессоустойчивый, все равно боишься не успеть, работаешь на автопилоте, почти ничего не соображаешь, что-то проставляешь, и именно к концу, где самое главное, чувствуешь перегруз, и тебе уже не до глубинной проработки вопроса?
Да, учителя нас к тестам готовят, тренируют и даже психологов для бесед приглашают. Но какой смысл, ведь все равно – лотерея, все равно непонятно, что будет.
Например, когда мы решали все варианты ЕГЭ-2006 по математике, поняли, что они по уровню сложности неравноценные. Вопрос – повезет ли нашему региону? Поняли, что часть «В» порой сложнее части «С», а это многое меняет при распределении времени на экзамене.
Неопределенность очень большая. Учителя нам так и говорят: «Мы не можем с уверенностью сказать, что хорошо приготовили вас к экзамену, дать могут что-то совершенно неожиданное». Ведь ЕГЭ по физике, по математике и по русскому не рассчитан на обычную школьную программу.
Заставляет нервничать и непонятная ситуация с начислением баллов. Недавно учительница истории провела в нашем классе пробный тест по заданиям прошлого года. У всех вышли двойки и тройки, ни одной четверки. Как же так, ведь при заполнении у нас не было особых трудностей? Я что-то слышал про закон больших чисел, может быть, так получилось из-за того, что класс – всего лишь 28 человек?
Конечно, нам еще повезло по сравнению с теми, кто будет сдавать ЕГЭ после 2009 года. Сейчас просто: ставь галочки хоть куда, и даже если получишь двойку, все равно тройка в аттестате обеспечена и ты сможешь в платный вуз пройти. А когда все будет только от школьного ЕГЭ зависеть – тут уж не пересдать – только через год. И что делать? Еще больше будут нервничать.
Страшилок нам рассказывают массу. У одной девочки, сдававшей английский в форме ЕГЭ, целое задание оказалось непропечатанным – ей его вычли. Один юноша проставил верно все ответы, но они у него сдвинулись на клеточку вниз. Апелляция ему не помогла: «Это не наша ошибка, а ваша». И еще много-много случаев, когда человек хорошо знал, но плохо написал и никуда не поступил.
Конечно, нужно и знать хорошо, и быть внимательным, но еще и везение требуется. Ну и деньги, разумеется. Ведь если ты учишь предмет только в школе, вряд ли ты его выучишь так, как спрашивают на ЕГЭ. Без репетиторов вообще никакой надежды.
Кстати, в нашей школе в этом году ввели ЕГЭ в начальной школе по русскому и математике. Внезапно ввели – и все. Говорят, в плане эксперимента. Моя младшая сестра в панике, а родители: «Мы же не готовы!»
А кто особо готов к тому, что тебя спросят то, чему не учили? Те, кто тебя не учил? Да еще и так неудобно, по клеточкам?