Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


Очень многое педагог в состоянии сконструировать сам

Дидактические подробности проекта «ВиЭксМ»

Виртуальная экспозиция-мастерская мультимедийных уроков – это две взаимодополняющие площадки.

На Ярмарке участники выставляют свою мультимедийную разработку урока – одновременно и по одной теме. В Мастерской же авторы при заинтересованном участии коллег-экспертов совершенствуют свою работу. Поскольку практическое освоение нового автоматически повышает интерес к теоретическим знаниям, на портале Сети творческих учителей http://it-n.ru/ заработало сообщество «Современный мультимедийный урок». Здесь представлена интересная подборка статей опытных педагогов-мультимедийщиков.

…Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям учителя. Я сформулировал для себя следующие принципы выбора: программа должна быть понятна с первого знакомства, управление должно быть максимально простым; она должна помогать компоновать материал по своему усмотрению, чтобы при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация; программа должна позволять использовать информацию в любой форме: текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-, аудиофрагменты. В итоге оказалось, что этим требованиям отвечает не готовый продукт, а любая программа создания презентаций.

В своей практической работе я остановился на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся прежде всего распространенностью данного пакета и его унифицированностью. Любой человек, имеющий представление хотя бы об одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Из статьи Алексея Чернова «Концепция и методика использования презентаций»

…При создании презентаций рекомендуется несколько приемов реализации эффекта анимации.

Прием «наложение». Суть этого приема заключается в том, что автор, выбрав статичную иллюстрацию, разбивает ее на составные части, а затем описывает последовательность наложения этих частей друг на друга. Так реализуется эффект динамичного изображения и для рисунков. При этом объект, динамически изменяясь, не перемещается в пространстве. Динамические иллюстрации, полученные по такому принципу, уместно использовать в тех местах презентации, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть построения ряда объектов или процессов, изложить последовательность происходящего (или происходившего) события или явления.

Прием «каширование». Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта, а затем происходит постепенное ее раскрытие. Создается иллюзия движения непрозрачной бумаги по таблице, раскрывающей таблицу по частям. Объектами такой анимации могут быть схемы, блок -схемы или части линейного текста.

Прием «движение в пространстве». Отличие его от приема «наложение» в том, что в этом случае в информационном ресурсе описывается последовательность действий, которые для иллюстрирования будет совершать на экране выбранный объект, передвигаясь по заранее заданной траектории (эффект мультипликации). Основу зрительного ряда составляют рисунки, репродукции картин, учебные картины и видеофрагменты. Рисунки и видеофрагменты обеспечивают особый эффект при сочетании красочности и анимации.

Из статьи Александра Драхлера «К вопросу о презентациях»

…Текст с экрана выступает как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогая учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим тезисный план урока. Главное – не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Известно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться заменить печатный текст наглядностью. По сути, это тоже текст, но на другом языке. Определение текста в энциклопедических справочниках: последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат. Textus – соединение).

Немаловажно и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее предусмотренное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает им предъявленную устную информацию. Главное, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет ощущения избыточности источников информации.

Хотя могут быть случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправданно. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия, совершенствуя навыки чтения, устного счета.

Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и усваивающих информацию глазами.

Из статьи Георгия Аствацатурова «Педагогический дизайн мультимедийного урока»

…Не надо выстраивать учебный процесс вокруг слайдов. Это слайды должны выстраиваться вокруг учебного процесса. Учитывая специфику своего предмета, стиля преподавания, аудитории, преподаватель выбирает наиболее эффективный способ использования пауэрпоинта.

Если учителю биологии нужно рассказать об инфузории-туфельке, а ее самой и микроскопа нет под рукой, то не помешают несколько слайдов, на которых можно представить фотографии объекта изучения с разной степенью детализации, схемы строения организма, таблицы с указанием его места в научной классификации. Заметьте, подобные вещи по-быстрому на доске мелом не нарисуешь. Да и качество ваших художеств вряд ли будет сопоставимо с профессиональными постановочными снимками.

При этом не надо забывать, что ни учитель, ни ученики не являются роботами, которые размеренно излагают и воспринимают новые знания. Если вы заготовили десять слайдов для урока, но урок пошел немного не по плану, например, началось интересное обсуждение, в которое вовлеклись все учащиеся, то пусть они поговорят. Забудьте про ваши слайды! На уроке важны не слайды, а ученики.

Из статьи Андрея Каленикова «Как не умереть разуму от пауэрпоинта»

Рейтинг@Mail.ru