Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


Кожурина Людмила

Мультимедийный урок. Обсуждаем практику

Учителя предлагают свои технические и методические приемы

В конце апреля на портале «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru/ завершился первый этап работы виртуальной экспозиции-мастерской «ВиЭксМ». Событие, казалось бы, незначительное: учителя выносят на суд сообщества свои мультимедийные уроки, которые тут же обсуждаются, дополняются, порой изменяются.

Но всем известно, как трудно бывает договориться учителям-предметникам по профессиональным вопросам, особенно если дело касается обсуждения урока. Все твердо стоят на своих позициях и только с них интерпретируют иное. А если это учителя разных предметов, возрастов, уровней подготовки? Увы, снять полностью охранительный зажим не может даже дистанционное обсуждение – а ведь оно проходит через фильтры обдумывания и письма! Все равно: «А я бы сделала так», «Почему не говорите об этом?», «Зачем берете этот, а не тот пример?» – сколько учителей, столько представлений о содержании и методике урока по теме. И когда предлагаемое совпадает с понятным и привычным, это вызывает удовлетворение; не совпадает – раздражение.

Для продуктивного обсуждения всем нам не хватает опыта и такта. Проще поблагодарить и оставить сомнения при себе. Сложнее – предпринять шаги, инициирующие реальное взаимодействие педагогов вокруг интересного дела...

Как приходят идеи

В учительский обиход мультимедийные технологии активно внедряются, а банка приемов как не было, так и нет, методички не написаны, опыта мало. В такой ситуации сообщество учителей начальных классов портала «Сеть творческих учителей» принимает решение создать коллективный продукт, работу, систематизирующую технические, а если удастся – и методические приемы, используемые при составлении мультимедийного урока. Была задана – назначена единая тема урока, объявлены сроки подачи презентаций, правила обсуждения. Оговорен ход работы: сначала коллективная экспертиза по нескольким критериям – лучшая методика, лучший дизайн, лучшая реализация, потом победители объединяются и делают тот самый идеальный урок. Экспертом может выступить участник любого сообщества «Сети». А награждения, полагают здесь, не обязательны. Каждый участник обогатится многократно какими-то новыми идеями, получит толчок к переходу на новый уровень.

Формула «3+3»

Но как же все-таки повлиять на эту «всеоценивающую» особенность сознания учителя? Как перевести ее в формат взаимодействия, когда на месте «не так» зазвучит «а как?»...

Создали правила обсуждения: «Найдите три повода для похвалы каждой разработки, постарайтесь дать три совета по совершенствованию». Очень легкая формула «3+3», а вывести обсуждение за пределы чисто эмоциональной реакции помогает. Оказалось, мнение незнакомых людей по поводу урока очень важно для учителей-авторов.

Что видит автор

«Учащимся предлагается познакомиться с заданиями. И выбрать для себя то, которое интересно и посильно для выполнения. Определившись, ученик занимает стол с номером указанной группы. Возможен вариант, когда учитель сам определяет состав группы, но мы уже такой вариант используем редко: дети научены самоанализу «Что я могу». И не раз доказывали правильность своего выбора, а мне раскрывали глаза на то, в чем я усомнилась или недооценила их. Считаю, что вариант с выбором задания выигрышный».

«Понравился детям живой жучок, который определял путь к живым существам и помогал понять категорию одушевленности существительных. Спорили о дереве: кто или что? Дети доказывали, что оно живое, растет».

«Отталкивалась от мысли «громкое выражение – яркий цвет». А вообще-то, когда делалась эта работа, для меня было еще загадкой изменение объекта WordArt».

«Маленькие пустячки» от коллег

«Могу порекомендовать для минутки отдыха упражнение на внимание: произносится ряд слов или текст, в котором встречаются числительные; услышав числительные, дети хлопают в ладоши или встают, а если другая часть речи – сидят спокойно».

«Особым успехом пользуются в презентациях фото из жизни учеников класса. Это не составит большого труда, попробуйте – не пожалеете!».

«Замечательный ход вы нам напомнили! Итог урока: о чем расскажете дома?»

«Слайды-подсказки можно перенести в конец урока, чтобы они были доступны только по гиперссылке».

«Функцию CapsLock надо осторожнее применять к тексту, потому что использование только заглавных букв разрушает целостность текста».

«Со вкусом и в едином стиле»

Учитель информатики консультирует: «Убрать точки в конце заголовка; заголовки не анимируют; элементы списка разделяются точкой с запятой; подчеркивание используют для гиперссылок; зеленый на желтом не читается; пусть вопросы появляются по очереди». А учителя просят: дайте ссылки на эти правила. Но в том-то и особенность информационной культуры, что она не по заранее заданным правилам существует, а аккумулирует прецеденты и создает конвенции, порой негласные. Поэтому первая реакция на презентацию – эстетическая. Например, такая: «Возникает ощущение какой-то резкости. Не могу понять причину. Возможно, фон. Возможно, ощущение крайне жесткого темпа урока. Может быть, каких-то смягчающих «бантиков» навязать?»

Как и при восприятии искусства, человеку искушенному иная презентация может резать ухо или глаз. Новичку же, который бился, бился над руководством к программе Power Point, и вот получилось, нравится сам процесс создания и управления Наглядным Пособием.

Учитель и его продукт

Судьба слов, за которыми не стоит понятная учителю практика, всегда печальна: под них подводится неродное содержание. Пишут: «Рефлексия (самоанализ)». И далее по плану: цели, действия, результат. Ну пишут и пишут, думают и пусть думают. А вот когда заблуждение красуется на слайде презентации для учеников и под грифом «рефлексия» является вопрос: «Что вы узнали о…», коррективы неизбежны: «На мой взгляд, рефлексия должна быть направлена на выяснение, легко или трудно было работать, интересно или скучно, что удивило, обрадовало, огорчило на уроке». Кто-то цитирует словарь. Срабатывает учительский рефлекс защиты ребенка от ошибок взрослого понимания.

Учебник и презентация

Но может быть, не стоит рисковать? Взять учебник и без затей перенести его в электронный формат? Как пишет учительница–автор презентации, «у нас не приветствуется разногласие с программой и изобретение винегрета». Это в ответ на встречное предложение: стоит ли тащить в презентацию старую дидактику? То есть эту самую «триединую дидактическую цель», обучающе-воспитывающе-развивающую, которая своей тяжестью способна поставить крест на любом полезном начинании. Цель мультимедийного урока должна быть понятной, выполнимой, проверяемой. Неверно, если презентация – вариант учебника. И учителям это понятно: «Насыщенный визуальный ряд: картинки, схемы и минимум текста! Анимация и звуки. А читать текст можно и по учебнику».

Навык совместной работы

Он, как любой навык, обретается на практике. Однако именно повседневная учительская практика совместностью не украшена: о поддержке специалистов, заинтересованности коллег большинство из нас только мечтают. Иное дело форум: «Постаралась все учесть в третьем варианте урока, который выставлен в библиотеке. Но вдруг опять что-то не учла или пропустила?», «Высылаю третий, еще раз исправленный вариант!»

Такие записи дорогого стоят, ведь опытом делового дружеского взаимодействия учитель не избалован. И вот что происходит с участниками проекта: «Не скрою, на первом этапе было сложно, возникали разные чувства, например, чувство собственника урока. Но когда сумела это преодолеть, вы не поверите, испытала чувство ребенка, открывшего для себя что-то новое. Это было открытие в самой себе».

Ну представьте, вы автор урока, а вам пишут: «Для вашей презентации я нашла настоящего оранжевого верблюда! Ведь оранжевый верблюд на светлом (песочном?) фоне лучше смотрится, чем белый на оранжевом?» И тут за учительским «спасибо» – целый комплекс противоречивых чувств.

Можно – не значит нужно

Верно говорят на форуме: презентация не «гвоздь программы», а прекрасный, тонко настроенный инструмент в руках учителя. Не отменишь ведущую роль учителя даже в мультимедийном уроке. Скорее наоборот: в таком формате еще яснее видно, чем жив каждый.

Одни ставят прагматичные цели: «Активизировать внимание ребенка на более длительный период, чем это возможно в обычных условиях работы»; «Наглядное изложение материала может способствовать более осознанному усвоению материала»; «Сверка с образцом на экране поможет эффективному текущему контролю».

Другие – развивающие: «Чтобы построить урок по Крымской войне на «Севастопольских рассказах» Толстого, требуется много времени. Я проводила занятие по изучению восстания Пугачева на основе изложения этих событий в «Капитанской дочке». Ученики, уже выпускники, до сих пор вспоминают этот урок, хотя готовились к нему долго и трудно».

И это абсолютно разные стили: мультимедийные «крупные блоки», созданные учителем для лучшего усвоения программы, и оригинальные мультимедийные интегративные проекты, создаваемые совместно с детьми и коллегами.

На портале выражена вполне определенная позиция по приоритетам: ситуации, когда текст, факт, картинка нужны лишь для данного урока, необходимо сводить до минимума. Будущее за интегративным подходом и взаимодействием.

«Можно еще один шаблончик?»

А пока, как показывает опыт, безусловно и беспроигрышно одно лишь компьютерное тестирование. Учителю хочется самому создать тест. Под тему, под пройденный материал, под конкретных детей. Такой, чтобы ученикам хотелось отвечать по нему, симпатичному, с картинками. И когда на форуме учительницей был выставлен тест собственного изготовления, сообщество забурлило по-настоящему. Не слишком ли он «серый», деловой? А «веселый» – не будет ли отвлекать? А можно ли настроить тест для выбора нескольких правильных ответов? А как поменять формулу расчета оценки?

И хотя учителям предложили помощь: «Присылайте на форум свои тексты, вам сделают компьютерный вариант тестирования», они пожелали учиться созданию тестов по шаблону. Тут-то и заработала Мастерская по-настоящему. С мастером, обучающимися, прямой и обратной связью: «Просится более контрастный шаблон, пусть будет деловой стиль, но фон не должен сливаться с основными элементами; элементы хочется расположить по значимости и по ходу движения глаз – от верхнего левого угла к нижнему правому в порядке: задание – ответы – переход на следующий слайд».

Созданный здесь шаблон теста поможет всем, у кого нет навыков программирования.

Экспертная оценка

Когда экспертизу продукта проводит сообщество, высшая оценка – «Спасибо, я взяла это себе!». «Взяла» – значит принесла на свой урок. А потом поделилась результатами детской экспертизы: «Смотрели как завороженные. Но больше всего моих учеников интересовал вопрос, как это делается. Они готовы учиться прямо сейчас».

Но готовность учеников к созданию мультимедиапособий для урока и без того очевидна. А вот готовность массового учителя к руководству такой работой еще предстоит обеспечить. Поэтому так важны первые шаги, предпринятые на портале «Сеть творческих учителей».

Рейтинг@Mail.ru