Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Объединение классных руководителей

За что отвечает тот, кто его возглавляет?

Сегодня трудно перечесть непосредственных участников школьного воспитательного процесса: чиновники, директора школ и их заместители, классные руководители, социальные педагоги, организаторы, психологи, педагоги дополнительного образования, родительские и ученические комитеты (парламенты, советы, думы, штабы)... И никто не сам по себе, все в структурах, проблемных группах, объединениях – это наглядно представлено на графиках, схемах, диаграммах, украшающих стены административных кабинетов и учительских. Однако нет предела совершенству.

Учительница из Московской области пишет:

«Обращаюсь к вам с таким вопросом: каковы должностные обязанности руководителя школьного методического объединения (ШМО) классных руководителей? Я узнала, что в штатном расписании нет такой должности, как нет, впрочем, и должности «классный руководитель». Значит, ни о какой должностной инструкции для руководителей МО речи быть не может. Но мы есть, так чем же регулируется наша работа?»

Поскольку вся правда о проблеме в этом же письме и изложена – нет такой должности в типовом штатном расписании, – мы попытались исследовать прецедент. Позвонили в школы разных регионов страны и спросили, как у них обстоят дела с ШМО классных руководителей. Ответы были разные, приведем два типичных.

– Должность у нас такая есть. Она оплачиваемая. Функциональные обязанности руководителя прописаны в Положении о школьном методическом объединении классных руководителей. Главная из них – координация работы классных руководителей. Без этого мы не смогли бы добиться четкости и слаженности проведения классных часов. Теперь у нас безупречная система: единая тема и единое содержание еженедельных классных часов для каждой возрастной группы учащихся (младшие, средние, старшие). Очень удобно. Нас приглашают делиться опытом.

– Ввести можно любую должность, это прерогатива директора школы. И штатное расписание им может быть изменено – конечно, в пределах средств. Но зачем раздувать штаты? Есть заместитель директора по воспитательной работе, и он курирует работу классных руководителей. Дублирование или делегирование его полномочий только внесет путаницу в работу педагогов. А классных руководителей, бедных, теперь кто только не учит: семинар на семинаре, совещание за совещанием. Обвалом идут внешние конкурсы и задания. Их организаторы отрабатывают свои многочисленные обязательства, а мы, в отсутствие внятного государственного документа, регулирующего школьный воспитательный процесс, обслуживаем их интересы. А отчеты? Какие отчеты! До детей добраться просто некогда.

Из ответов понятно, что сегодня школа сама решает, какие ей вводить должности под какие обязанности. Правда, не всегда ее решение продиктовано необходимостью и здравым смыслом. Ведь если детям и родителям всего-то и надо, чтобы в школе работали спортивные секции, клубы, кружки по интересам, а детское учреждение все более опутывается различными воспитательными службами, надстройками и оргдолжностями, – тенденцию понять нетрудно. Верная примета: строгий контроль над воспитательной работой в школе при полной запутанности системы иерархий и отсутствии каких-либо единых целеполагающих документов – к политическим заморозкам в стране.

Рейтинг@Mail.ru