Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Кац Валентина

Экологические проекты в школе

Они позволяют интегрировать знания по предметам и дают нестандартные формы воспитательной работы

Солнце наконец-то греет по-настоящему, и все меньше хочется сидеть в душном классе. Так почему бы не отправиться в соседний лес, на речку и не продолжить учебу там? В последние годы экологические акции и исследования в сфере экологии все чаще используются в школе. Экологическая тема – хороший интегрирующий магнит, который собирает предметные знания по химии, физике, биологии, истории; при обобщении результатов будут востребованы математические навыки, а при оформлении – компьютерные и художественные. Да и в сфере воспитательной работы трудно придумать более благодатную основу. Если вы еще только присматриваетесь к этому направлению, самое время в оставшиеся учебные недели попробовать самим и заинтересовать ребят. А если работа придется по душе, будет достаточно времени, для планирования на следующий год более сложной и систематической работы. Чтобы новички представили себе палитру возможностей и перспективы, мы рассказываем об опыте тех школ, которые давно и успешно работают в этом направлении.

С чего начинать?

Экологическое направление тем и хорошо, что идеи новых проектов возникают постоянно и не искусственно придуманы, а рождаются из жизни. И участвовать в них могут ученики разных возрастов.

Начиная хоть сколько-нибудь серьезную работу в этом направлении, нужно непременно поискать социальных партнеров. Это может быть научное учреждение, лесничество, заповедник или метеостанция.

Поблизости от любой школы есть лесничество, заповедник, лесопарк. И всегда можно найти взаимовыгодные формы сотрудничества. Школьники могут проводить несложные наблюдения, искать и расчищать родники, по мере сил убирать мусор.

Однако нельзя предлагать ребятам акцию по уборке с самого начала работы, они должны понять смысл и необходимость этого. Начинать лучше с чего-нибудь значимого, чтобы дети прониклись важностью своей миссии. Мы, например, описали породы деревьев в ближайшем парке, их состояние, особо отметили больные деревья и те, что считаются памятниками природы. Это оказалось действительно востребованной информацией, администрация ведь занимается в основном хозяйственной деятельностью. Группы детей под руководством преподавателей биологии могут даже составить некоторые рекомендации: какие породы предпочесть при новых высадках. Ребятам вполне под силу исследовать уровень антропогенного воздействия на окружающую среду.

Если же вам удастся завязать сотрудничество с научной организацией, ваши ребята получат еще и неоценимый опыт совместной работы с учеными, студентами; проникнутся духом настоящего исследования. О таком уровне профориентации и социализации можно только мечтать.

Возможности экологических проектов

Приобретя достаточный опыт, можно взяться за такую сложную форму работы, как организация экологической тропы. Если прокладывать ее в соответствии с официальными требованиями и стандартами, то нужно быть готовыми к долгой, трудоемкой работе. А можно создать экологическую «тропинку» – просто разработать маршрут по красивым местам, интересным с точки зрения природы и истории – для учеников вашей школы и местных жителей.

Это может стать прекрасным проектом, причем долгосрочным. «Тропинку» можно постепенно продлевать, включать в текст экскурсии все новые сведения по истории этих мест, отыскивать новые природные объекты, выпускать год от года пополняющийся путеводитель.

Выход за пределы школы может стать уникальным опытом. Дети ведь живут в мире, где все давно известно, названо и описано. Им остается только усваивать эту информацию. Но ведь можно все открывать заново! Это увлекательнейшее занятие для пяти-семиклассников. Не обязательно ходить далеко. Заинтересованный и грамотный специалист даже в ближайшем парке найдет массу интереснейших объектов для наблюдения. Нужно только направить внимание ребят, и окажется, что вокруг обычного пня разворачивается целая вселенная, а по следам на снегу можно прочитать захватывающие истории.

В любой параллели и на любом предмете

Сделав экологию естественной и непременной частью школьной жизни, вы увидите, что любой учитель сможет найти для себя соответствующие формы работы, ведь «эко» – это дом, а экология – наука о том, что нас окружает. Поэтому наряду с научными исследованиями и наблюдениями органично выглядят занятия, на которых дети учатся быть разумными хозяевами. На уроках технологии, например, они осваивают лоскутную технику – чтобы отслужившие свой век вещи не превращались в пресловутый мусор, а украшали жизнь.

Словесники могут разрабатывать тему «Философия русской усадьбы» на материале русской литературы XVIII–XIX веков.

Если атмосфера экологических исследований пронизывает всю школу, то даже малыши охотно включаются в общую работу. Они могут, к примеру, составить паспорт на комнатные растения, растущие в школе. Или выработать рекомендации по выбору растений в разных помещениях. Малышам вполне под силу проводить и исследовательскую работу. Например, проводить опыты по всхожести лука в разных условиях.

Хорошо, если у ребят есть возможность расширять поле своей деятельности, выходить на новый уровень: участвовать в российских и международных конкурсах и акциях. Мы, например, сотрудничаем с фондом «Дерсу Узала», который по результатам работы за год предоставляет школьникам возможность поехать летом в российские заповедники, отдохнуть и поработать.

Постепенно в школе накапливается столько разных форм работы, отдельных исследований, идей, что хочется собрать все в единый праздник. У нас это называется фестивалем, который проходит весной.

Методом проб и ошибок мы отобрали самые удачные организационные формы. Во-первых, все события фестиваля объединяет какая-то идея, каждый год звучащая по-разному. Во-вторых, при подготовке и организации нужно отдавать ребятам как можно больше полномочий и ответственности. В-третьих, площадок и мероприятий должно быть много, и пусть они работают параллельно, чтобы был выбор и возможность смены деятельности: конкурсы, конференции, выставки, лекции, соревнования, игры, дискуссии, презентации. Замечательно было бы позвать на такой фестиваль выпускников школы, тех, что учатся или работают в сфере, близкой к экологии.

Рейтинг@Mail.ru