Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

Сайбединов Александр

Главная забота школы

Быть интересной для своих учеников – это важнейший критерий оценки работы образовательного учреждения

Апрель, в регионах в самом разгаре конкурс Приоритетного национального проекта «Образование». Списки школ-победителей министерство принимает до 30 апреля; списки лучших учителей – до 15 июня. Правда, названные сроки были обнародованы лишь в конце декабря, и многие управленцы с приказами промахнулись, назначив еще по осени более ранние сроки подачи документов, причем учителей пропустили вперед. Так что давно уже заседают городские и районные комиссии по отбору лучших педагогов. Учителя волнуются: вроде все написано (умные люди помогали), сделано красиво (красочность заказывали в типографии) и предполагаемые баллы (гарантия объективности) сосчитаны, а определенности нет никакой. Да и откуда ей быть, если открывали положение, видели: инновационные технологии на первом месте. Но по факту обмен опытом, повышение квалификации, методические публикации, участие в конкурсах стоят не более, а в некоторых регионах и менее пяти баллов. Десять – это классное руководство, десять – это учебные достижения детей. Десять – это то, что не всегда от учителя зависит. А так хотелось бы узнать, из каких параметров исходит в конечном итоге та или иная конкурсная комиссия? Что понимается под «инновационными технологиями» в том или ином конкретном случае? Министр Андрей Фурсенко неоднократно выражал пожелание, чтобы победители ПНПО становились экспертами по нацпроекту. Это справедливо. Сегодня мы предоставляем слово директору, чья школа названа в числе лучших по результатам конкурса 2006 года.

Зачем школа?

Школа, которая не учит созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться, не нужна ни обществу, ни государству, ни семье. Но еще больше она не нужна ученику. Вот она и воспринимается всеми прагматично, в качестве необходимого периода жизни, который каждому надо пройти. Не школьная образованность помогает сегодня жить и выживать, не от нее зависит благосостояние человека, и не школьное это дело – выполнять функции основного носителя информации.

Главная забота школы – быть интересной для ее учеников. Обеспечиваем ли мы ребенку его интересную жизнь в школе, или исходим из того, что школа нужна ему и это он, безусловно, в ней заинтересован? Это абсолютно разные векторы образования. Первый – движение к развитию динамичной и беспокойной фантазии учащихся; вто- рой – это движение к статичной декларативной иллюзии. И тут плотно закрыты для детей двери развития. Уверен: уровень интересности школы для ее учеников – это не частная задача, а важнейшая проблема общества, государства, цивилизации.

Во что нельзя поверить

Система образования во многом сегодня утратила реальность восприятия действительности. Она систематизировала иллюзии и занимается их совершенствованием. Идеи превратились в декларации, последние – в несостоятельные иллюзии. Волна прожектов (не проектов) буквально заполонила идеологию образования. Стоит только взглянуть на некоторые из них.

Иллюзия о всеобщем качественном среднем образовании, наполненном наполовину материалом высшей школы. Задача непосильная для большинства учащихся, а ведь школа – это не тюрьма и не армия, где все с нетерпением ждут окончания срока. Это важный период жизни человека, который пришел на этот свет не потому, что в каком-то классе какой-то школы нужны ученики. Он родился сам по себе и для себя, он имеет право и желание чувствовать себя спокойно и уверенно каждый день, каждый час.

Иллюзия о реальном образовательном эффекте профильного обучения по жесткой схеме в старших классах. Можно уложить в жесткую схему образовательный процесс, но процесс образования каждого человека невозможно и категорически вредно дифференцировать авторитарными схемами. Они не раскрывают потенциала ученика, а механически его усекают и ограничивают.

Крайне опасная иллюзия о возможности создания рентабельной и малозатратной школы. От нее рукой подать до еще более светлой экономической идеи: а не лучше ли готовых, обученных детей набирать откуда-нибудь из Китая? Только представим себе мать, которая думает о том, как бы ей научить ребенка поменьше есть. Но ведь и школа – дитя государства. Она должна быть местом безусловной заботы и объектом гордости.

«Инновационные» – не критерий

Отсутствие образовательных идеалов мы теперь замещаем однодневными идеями и с большим удовольствием называем их инновациями.

И в этом смысле средства, направленные государством на поддержку школ, реализующих инновационные программы развития в рамках национального проекта, не всегда совмещаются с результатом, который предполагался. Потому что главной задачей любой инновационной деятельности являются вовсе не ее наличие и предъявление. Потому что результат, подтверждающий ее необходимость, не может быть последним и окончательным, и по достижении одних эффектов открываются новые перспективы развития.

Инновационная деятельность в системе практического образования естественна и обоснованна уже потому, что ее появление вызвано реально происходящими в школе процессами. Просто приходит время, и появляется ресурс видения и понимания проблемы, а затем и ресурс поиска ее решения. Для самой школы эта работа органична и значима. И система образования должна учитывать эти естественные процессы развития школы и направлять их в эффективное русло.

Дайте возможность работать!

Но нет, бушует инновационная эпидемия. Сегодня в образовании ею заражены все и каждый. Следствием ажиотажа вокруг инноваций может стать лишь то, что очень важный для государства и школы национальный проект, направивший громадные средства на выявление перспективных ресурсов, останется в истории российского образования как проект, захлебнувшийся в раздаче денег и грамот.

Чтобы не превращать процесс обучения в процессию постоянно сменяющихся иллюзий, школам следовало бы выдать ему охранную грамоту на неприкосновенность. Тогда, обретя самостоятельность существования, школа сможет выработать и самостоятельность мышления. Тогда не нужно будет периодически что-то внедрять в школу, она сама может искать и находить новое и полезное, проецировать свой опыт. Школе нужно доверять.

Школа тогда станет для ученика любимой, когда он сможет спокойно постигать в ней себя и мир и выходить из нее в большую жизнь не для схватки за эту жизнь, а для созидания в ней.

У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя. Они понимают, что настоящим результатом школьного образования являются человеческие качества наших учеников. Но, к сожалению, оценивают работу учителя по другому параметру: по качеству усвоения учениками стандарта.

Это очень большая ошибка в понимании сути и предназначения школы.

Рейтинг@Mail.ru