Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Кожурина Людмила

Школьные созвездия Воронежской области

Здесь реструктуризация – не деление на успешных и неуспешных, а поиск сильных сторон каждой школы. Это позволяет не просто наладить сетевое взаимодействие, а добиться максимальной концентрации образовательных ресурсов в каждом школьном округе

Что такое комплексные проекты модернизации региональных систем образования? Вопрос непраздный. Ведь об удачных примерах реструктуризации сети образовательных учреждений почти ничего не слышно. Недавно руководитель Главного управления образования Воронежской области Яков Евсеевич Львович рассказал нам о своем проекте переустройства школьной сети региона. В области уже определены образовательные округа, их 144. Каждый из них – комплекс общеобразовательных учреждений, объединенных вокруг базовой школы. Предполагается, что такая структура управления придаст образованию большую социально-экономическую эффективность. В системе школьных округов, как видится управленцам, и введение новой системы оплаты труда пройдет более органично, и переход на подушевое финансирование. На базе округа и условия для получения качественного образования независимо от места жительства ребенка создать проще, и осуществить общественное участие в управлении образованием. Мы побывали в нескольких школах Аннинского района Воронежской области.

Видимо, чтобы сразу предупредить обычные возражения по поводу оптимизации сети образовательных учреждений на селе, разговор со мной Алексей Сухочев, начальник отдела образования администрации Аннинского района Воронежской области, почти сразу начал так: «Знаю, знаю, все говорят: не будет школы – не будет села. На самом деле село само по себе исчезает, потому что рабочих мест в сельском хозяйстве все меньше и меньше. Ведь чтобы обработать 2000 гектаров земли современной техникой достаточно трех-четырех механизаторов! Увы, но в прежнюю многолюдную деревню мы не сможем вернуться никогда. И в прежнюю сельскую школу». За время путешествия по Аннинскому району стало понятно: когда у руководителя есть свое понимание процессов, философское и педагогическое, проводимые им изменения почти лишены обреченности следования спущенным сверху требованиям.

Целое дело

«Определение границ и структуры школьных округов произошло не сразу, как и определение базовых школ, – рассказывает Алексей Сухочев. – А отработка механизмов взаимодействия и управления системой образования на основе новой структуры еще только идет».

Говоря кратко, школьный округ – это ассоциированный комплекс, построенный на основании распорядительного документа учредителя без образования юридического лица. В него кроме базовой средней школы входят школы-спутники. В Аннинском районе, где 6000 учеников, 803 педагога и 40 школ, создано четыре образовательных округа. Две базовые школы располагаются в районном центре, две – в сельской местности. Созданы методические советы округов, советы руководителей, Фонд поддержки школьного округа. При этом школы не теряют самостоятельности: все деньги по субвенции – в распоряжении директора, в то время как вся ответственность за содержание школ лежит на отделе образования. Действительно, аннинские школы, в которых удалось побывать, ухоженные, уютные, оформленные. «Муниципалитет заботится: в прошлом году 23 миллиона рублей затрачено на ремонт школ. И потом: провели в район газ, и проблем с отоплением школ не стало», – прокомментировал мои наблюдения Алексей Сухочев.

Статус – базовая школа

Хотя руководитель отдела образования выделяет в качестве основного параметра базовой школы работоспособность коллектива и школьной администрации, нельзя было не заметить: базовые школы интенсивно оснащаются. В каждой – интерактивные доски, проекторы, компьютеры с плоскими мониторами, полные (новые) комплекты оборудования для кабинетов физики, химии, биологии. Отличная мебель. И учителя преимущественно высшей категории. Победители учительского конкурса нацпроекта «Образование», которых довелось встретить в Аннинском районе, тоже из базовых школ. Дело за малым: обеспечить доступность технических и человеческих ресурсов для всех педагогов и школьников округа.

На то у отдела образования есть Программа организации сетевого взаимодействия ОУ. Как раз в день нашего приезда в базовой школе «Аннинский лицей» готовились к окружному методическому объединению – завтра школьный автобус заедет за педагогами в каждое село и привезет их сюда. «Что будет?» – спрашиваю у ведущих секций. «Доклады, обсуждения, занятия по ИКТ», – отвечают мне. Обращаюсь к директору Евгении Чабановой: «Стоило ли создавать новую структуру, если в ней воспроизводятся старые формы профессионального общения?» «Не совсем так, – возражает Евгения Викторовна. – На окружном МО мы общаемся по поводу тем, которые предлагают учителя, решаем те проблемы, которые действительно возникают. Обсуждаем практику. Круг уже – и учителя больше раскрываются. А на районных МО речь идет о нормативно-правовых документах, обстановка официальная».

Понятно: суть не в названии мероприятий, а в том, какого типа общение формирует новая структура – клубное или иерархическое. Начальник отдела образования Алексей Сухочев ратует, конечно, за общение клубного типа, но реально ли это, если за базовой школой структура закрепляет некоторые административные полномочия?

Вместе работаем?

Руководитель Главного управления образования Воронежской области Яков Львович тоже уверен: «Иерархического административного подчинения между базовой школой как центром округа и другим образовательным учреждением как субъектом этого округа нет, есть только определенное разделение функций».

Однако прописано: базовой школе передаются такие полномочия отдела образования, как организация повышения квалификации педагогов, проведение экспертных процедур в ходе аттестации учреждений и педагогов. Это ощутимые рычаги влияния. Школы-спутники не могут не ощущать зависимости. «Возникает чувство, что школы-спутники отчитываются перед нами, и приходится объяснять, что мы – товарищи по работе, а не руководители», – рассказывает Евгения Чабанова. Правда, и работы базовым школам прибавили: осуществление мониторинга в системе образования, подготовка предложений в муниципальный орган управления образованием по формированию заявки на объем субвенций, выделяемых образовательным учреждениям из областного бюджета. И за подвоз учащихся с учетом транспортного ресурса школьного округа тоже они отвечают. А принятие ответственности, как водится, располагает к появлению инициативы: «Мы рассматриваем возможность привозить к нам в лицей не только старшеклассников, но и учеников среднего звена для проведения лабораторных работ по естественно-научным дисциплинам. Это отдельный график, отдельные доплаты», – говорит директор Аннинского лицея.

В общем, отдельные заботы, дополнительная работа – но и новые поставки оборудования для школы, первоочередное обучение педагогов. С учетом новой политико-образовательной фразеологии – «финансируются не учреждения, а образовательные услуги» – это определяет очень многое. И неудивительно, что среди директоров базовых школ Аннинского района недовольных переменами не встретилось.

Единые не значит одинаковые

Некоторые идеи разработчиков теории школьных округов напоминают фрагменты из романов-антиутопий: «Все действуют на основании единой образовательной концепции, пользуются преемственными образовательными программами и учебниками, вычленяют в качестве приоритетных единые сквозные содержательные линии в обучении, в воспитании и развитии школьников». В общем, «стройными рядами, колоннами по четыре» – к всеобщему счастью. Но слова словами, а реальная жизнь школ Аннинского района оформляется в собственный текст, и он по-другому читается. Все школы, в которых удалось побывать и о которых пришлось услышать, – разные. У каждой свой конек.

Школа села Новый Курлак (школа-спутник) прославилась на всю страну после победы в конкурсе «Мемориал» и издания книги детских исследовательских работ «Мы все с одной деревни». В школе села Васильевка (школа-спутник) дети показали нам сцены из школьных спектаклей. Даже когда ребята не играли, а пересказывали состояние своего героя или партнера, традицию воспитания театром было видно и слышно.

Удивительно, неужели так может быть в маленькой сельской школе? Оказывается, может, потому что в Курлаке живет педагог-энтузиаст, краевед Николай Макаров, а в Васильевке – увлеченный учитель литературы Надежда Савушкина. И они говорят: «Главное – такие у нас ученики, не всегда отличники, просто хорошие люди».

Правда, учеников-то в школе всего человек 80, из них половина – малыши. И негде в общем-то ребятам себя показать, на других посмотреть. Ведь конкурсы нечасто бывают. Вот и предполагается, что окружная сеть школ и Курлаку добавит юных краеведов-исследователей, и в Васильевский театр привлечет новых артистов и зрителей. У всех есть надежда, что в едином для школ округа культурно-образовательном пространстве любое хорошее дело получит развитие.

Школа заключает договоры

Убеждаться в том, насколько живая школа богаче своим содержанием, чем любые словесные формулировки, на Воронежской земле приходилось постоянно. Например, в проектных документах отдела образования записано: «Обновление отношений образовательных учреждений с сельским социумом». На практике это выглядит куда красноречивее.

Педагоги и ученики Бродовской (базовой) школы под руководством учителя биологии Натальи Шубиной осуществляют оригинальные проекты по ландшафтному и интерьерному фитодизайну. Они выращивают редкие сорта цветов и продают рассаду жителям, предлагают услуги по озеленению помещений, сооружают небывалые цветники на улице – проект «Альпийские горки» у них вполне научный. Школа заключает договоры с сельсоветом на исполнение проектов по благоустройству территории села, детского сада. Текущий проект – превращение пустыря в центре села в зону отдыха. Договаривающейся стороной выступают и родители учеников, и частные лица, когда школьники проектируют дизайн комнаты или строящегося дома. Уговаривать в селе никого не приходится, потому что все, что предлагается, сначала воплощается в школе: витражные картины в окнах первого этажа, зеленый уголок в вестибюле, произведения декоративно-прикладного искусства на стенах. Образцы смоделированной одежды с подиумов перекочевывают в фотоальбомы, а коллекции выращиваемых цветов, виды клумб – на слайды компьютерных презентаций. Директор Бродовской школы Любовь Косенкова рада притоку новых идей и свежих сил из школ-спутников: «Мы давно заражены проектами – художественными, социальными, творческими, тем и интересны. А расширение сферы деятельности нам только на руку: новые темы, новый уровень».

«Это их внутреннее»

Эти слова произнес заместитель главы администрации района Николай Черкасов, когда наши машины встретились на дороге от Васильевки к Анне. Он говорил о необходимости сохранять самобытность каждой школы в новых условиях: «Обратите внимание: в селах стоят здания на 900 человек, в которых сегодня учатся 30–60. Там уже разместились и медпункт, и сельская библиотека. Укрупнение – эволюционный процесс, он складывается сам собой, а мы подводим под это организационную основу».

По наблюдениям так: действия руководителей по осуществлению проекта модернизации можно со значительной долей уверенности назвать творческими. Ведь когда берутся просчитать все возможности школы, неизбежно открываются новые ресурсы. Замечательный актовый зал в школе-спутнике или учитель-звездочка в отдаленной маленькой школе – ресурсная карта района пополняется новыми элементами, и структура снова переосмысляется. Стало, например, в Васильевской школе меньше детей – она утратила базовую функцию, хотя интеллектуальные ресурсы здесь превосходные. Значит, многие значимые для округа мероприятия будут проходить здесь. Директор школы Валерий Савушкин не переживает по поводу понижения статуса: «Все вместе работаем, так гораздо интереснее. Сегодня дети с учителями уехали на репетиционный ЕГЭ, который проводит для нашего округа базовая школа, – событие!»

По народной тропе

Хорошо, базовая школа – для учеников. А где пункт высокого педагогического образования? Оказалось, аннинская школа № 3 по всем статьям образцовая: там самые активные и инициативные педагоги, там у директора Петрова самая сплоченная административная команда. Раз именно сюда все учителя района обращаются за поддержкой, здесь и будет идти повышение квалификации. Теперь школа напрямую работает с областным Институтом повышения квалификации. На базе этой школы созданы филиалы воронежских вузов. А вузы помогают оборудованием, предлагают свои образовательные программы. Так возникла интернет-площадка для бесплатного обучения учителей района ИКТ. Стоило только присмотреться к течению жизни в поселке.

Чтобы не было обособленности и замкнутости

Практически все взаимодействие образовательных учреждений может быть отрегулировано с помощью договора простого товарищества, однако заключаются и договоры между образовательными учреждениями округа. Они отражают взаимодействие учреждений как самостоятельных юридических лиц, ориентированных на горизонтальное партнерство. Сфера взаимодействия – реализация образовательной программы школьного округа, единого учебного плана образовательного процесса в школьном округе, единого годового календарного учебного графика, предоставление школам округа имеющихся ресурсов для совместного использования.

Почти во всех школах скоростной интернет, налажено электронное сообщение. Школьный сайт – обязательное требование дня. Алексей Сухочев нацеливает педагогов на открытость и гласность: «Только так можно наладить качественную работу учителя. Тогда часы, отведенные на профили, пойдут на профильное обучение, а не на уроки по усмотрению Марьи Ивановны. Тогда нам удастся убрать псевдоподготовительные курсы для детей и бессмысленные совещания для учителей».

Но, признается начальник отдела образования, не так-то просто педагогов расшевелить, вывести их на открытое обсуждение. Может быть, интернет-общение форумного типа придет на помощь? Портал пока не создан.

Профиль – это человек

В весенние каникулы каждый директор провел анализ работы, методисты из базовых школ проанализировали показатели, а в отделе образования прочертили общую линию событий. В одном округе – конкурс на физико-математический профиль, в другом – на технологический. В Березовской школе – производственные бригады, в Верхнетойдинской на высоком уровне художественное образование. Где ресурс – там и специализация.

А лучший ресурс – в этом здесь не сомневаются – это человек, учитель-профессионал. В Бродовской школе – технологический профиль, потому что там работает одаренный учитель технологии Сергей Шубин. Не только мастер, но и педагог, что прежде всего заметно в его кабинете: выставлены как прекрасные модели разных типов катеров, так и первые опыты пятиклашек: деревянные ковшики, неопределенного назначения механизмы. На каждый объект экспозиции есть проектно-сметная документация. «Звездочка обдумывания» – первый лист любого проекта. На элективе в рамках предпрофиля они изготовили мини-картинг протяженностью 7 метров: по нему на большой скорости носятся управляемые электромобили. «Своя игра», – улыбается учитель. Сейчас они пушечки точат для модели первого русского корабля «Орел»: чертежи готовы, древесину из Шипова леса привезли. «Все будет в точности, как Петр I задумал. Наш корабль летом будет спущен на воду», – уверен учитель.

Жаль, нельзя сказать про золотые руки мастера. Они у Сергея Шубина абсолютно серые от въевшегося металла. Правда, директор школы Любовь Борисовна Косенкова подтвердила: профильные педагоги получают значительную надбавку к зарплате. Будем же и мы надеяться, что такой вариант финансирования, при котором учителя труда, изобразительного искусства, музыки и физкультуры получат меньший коэффициент доплат, чем «основные» преподаватели, в Воронежской области не пройдет.

Что, собственно, изменилось?

Все время путешествия вопрос «зачем районному отделу образования понадобились округа?» оставался открытым. Лишняя надстройка в аппарате, двоевластие для учителей. И потом: что с районными методистами и инспекторами будут делать, если их работу исполняют теперь школьные заместители директоров? Упразднят за ненадобностью? Ведь теперь главная задача отдела образования – «создание условий для функционирования школьных округов, формирование ресурсопроводящей политики с учетом особенностей того или иного округа». Для этого и одного человека достаточно.

Безусловная правда событий заключается в том, что оптимизация сети школ Аннинского района идет не путем механического сокращения маленьких школ, а за счет многогранного и детального исследования состояния образовательных учреждений района, анализа среднесрочных и дальних перспектив развития всех населенных пунктов. Перекраивать структуру школьной сети стоило хотя бы для того, чтобы произвести переучет всех наличных ресурсов, пересмотреть привычные межучительские отношения. Чтобы обновить образовательную среду, ни у кого ничего не отнимая, никого не обижая.

Практика бережного отношения

В Васильевской школе я видела черный эбонитовый репродуктор 1951 года выпуска: через него до сих пор вещает школьное радио. Там же – учебные таблицы тридцатилетней давности, штук сто. Они особым образом помещены в табличницу, так что за секунду можно вынуть любую. По ним учат: говорят, старые таблицы точнее и надежнее компьютерных презентаций.

В Аннинском лицее молодая учительница математики Валентина Захарова рассказывала, что она с детьми оцифровывает старые слайды, которые прилагались к комплекту ТСО прежних времен: ничего лучшего в электронной продукции она пока не увидела, даже в «Живой геометрии». В Бродовской школе, где стены на лестничных пролетах оклеены светлыми обоями, нельзя было не удивиться, услышав, что висят они уже семь лет: нигде ни пятнышка.

Берегут и учителей. На президентскую премию, как выяснилось, здесь предлагали выдвигаться учителям-стажистам: оценен их огромный вклад в народное образование, и никому не обидно. А получили они ровно сто тысяч: Воронежская область взяла на себя расходы по оплате налога с премии.

Потому и традиции сохраняются. Потому и ни одну начальную школу, даже самую малочисленную, тут не закрыли. Просто у нее теперь другое имя.

Школьный автобус для желающих

В документах отдела образования Аннинского района написано, вероятно, то же, что у всех: «Создание условий для мотивированного выбора родителями образовательного учреждения». Но действуют они уж точно не как все. Собирают мам и пап детей малокомплектной школы, напоминают им, как они сами учились. «Все помнят, как охотно выезжали вы, когда были детьми, на рейсовом автобусе в другие школы?» – спрашивает начальник отдела образования, который начинал карьеру учителем маленькой окрестной школы. Оказывается, помнят. После этого все вместе усаживаются в школьный автобус и едут на экскурсию в базовую школу.

«Так родителям понятнее, так им проще убедиться в транспортной доступности качественной образовательной среды для своего ребенка, – рассказывает Алексей Сухочев. – Дать качественный урок для пяти-семи детей трудно. Учителей-предметников в маленькой школе не хватает, а с неспециалиста какой спрос? И потом, я по своей практике сужу: смена обстановки благотворна для подростков. Троечники с клеймом безнадежности оживают, когда появляется возможность раскрыться в новых отношениях. Они видят: есть другие стены, другое оборудование, другие дети, у которых можно многое перенять, – есть дорога в другой мир». Подсчитано: 80 процентов старшеклассников района изъявили желание учиться в профильных классах. В своей родной школе они проходят базовый уровень, а три раза в неделю приезжают на школьном автобусе на профильное обучение в школу-центр. Заметим, к 11 часам, а не с утра пораньше. «Допустим, в классе школы-спутника пять учеников, и кто-то нацелен на получение дальнейшего образования, кто-то нет, – продолжает Алексей Сухочев. – Едут те, кто хочет получить профильное образование. Если есть сильный педагог в школе-спутнике, он едет с детьми в базовую школу и ведет там свой курс для всех. Когда все это в систему становится, ничего страшного».

…В вестибюле каждой школы – большая карта Аннинского района. Сеть маршрутов школьного автобуса выделена красным. Рядом – время отправления из каждого пункта и время прибытия. А в пути, если весна, в пойме разлившейся реки Битюг можно увидеть величавые танцы белоснежных лебедей.


PS. В конце марта Министерство образования и науки подвело итоги конкурса комплексных проектов модернизации региональных систем образования на 2007–2009 годы и объявило регионы-победители. Воронежская область в числе победителей.

Москва – Воронеж – Анна

Рейтинг@Mail.ru