Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Первая тетрадь
Политика образования

НАЦПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"


Кириллова Светлана

Регионам выставили оценки

Завершился первый в истории конкурс субъектов РФ, внедряющих проекты комплексной модернизации образования

28 марта конкурсная комиссия, сформированная Министерством образования и науки РФ, объявила список регионов-победителей, которые в течение трех лет получат свыше 4 миллиардов рублей на реализацию своих проектов. Три региона, не выигравшие в конкурсе, – Москва, Санкт-Петербург и Тюмень – будут финансироваться из бюджета особым образом. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что эти регионы являются лидерами образования. Поэтому они будут объявлены базовыми, работающими над распространением своего опыта.

Заявки, поданные на конкурс, анализировала экспертная группа, созданная при Федеральном агентстве по образованию (Рособразование). В ее состав вошли специалисты из Института развития образования ГУ–ВШЭ, Института региональных экономических исследований, Федерального института педагогических измерений, Национального фонда подготовки кадров, Института проблем образовательной политики «Эврика».

Перед экспертами поставили задачу: оценить заявки из регионов по нескольким ключевым составляющим. Вот какие направления должны были увязать между собой создатели региональных комплексных проектов:

  • введение новой системы оплаты труда (НСОТ) и повышение доходов учителей;
  • переход на нормативно-подушевое финансирование;
  • развитие региональной системы оценки качества образования (ЕГЭ, мониторинг достижений системы образования);
  • реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (создание новых моделей общеобразовательных учреждений, развитие профильной школы);
  • расширение общественного участия в управлении образованием (создание школьных управляющих советов, их участие в аттестации учителей). Из этих направлений главными для экспертной оценки стали введение НСОТ и реструктуризация школьной сети.

Учитель с портфолио

– Рассматривая заявки, мы получили еще одно подтверждение тому, что модернизация системы образования – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, – рассказывает руководитель экспертной группы по НСОТ и повышению оплаты труда учителей заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ Ирина Абанкина. – Даже если одно из рассматриваемых экспертами направлений было слабо представлено в заявке (отсутствовали нужные документы, нормативные акты и т.п.), то его можно было косвенно оценить, изучая документацию по другим направлениям. Так, способы повышения оплаты труда учителя тесно связаны с мониторингом качества образования в регионе, с введением общественного управления образованием. В разделе «расширение общественного участия в управлении системой образования» могло быть написано что угодно. Но если механизм общественного участия в регионе действительно создан, он неизбежно проявлялся в описании новых принципов начисления зарплаты учителю».

…В шкале оценок, заранее предложенной экспертам, выше всего оценивались именно удачные концепции новой системы оплаты труда педагогов. За них региону-претенденту начислялось до 320 баллов. По этому направлению все заявки участников конкурса разделились на три группы.

Первые предлагают новые системы оплаты труда. Вторые – ждут, пока кто-нибудь эти системы им предложит. Третьи решили сохранить ЕТС, дополнив ее к 2009 году стимулирующими фондами.

Авторы заявок единодушны в одном: педагоги должны получать выплаты за качество своего труда.

Но как измерить это качество?

За интересные предложения по этому направлению регион мог заработать до 180 баллов.

– Мы считаем прогрессивным подходом к разработке НСОТ такую систему, когда базовая часть заработной платы учителя включает в себя не только оплату уроков, – говорит Ирина Абанкина. – Хорошо, если в «базу» входит полный комплекс работ, связанных с воспитанием, проверкой тетрадей, подготовкой, дополнительными занятиями, освоением нового в предмете. Правильно, на наш взгляд, и то, что регионы пытаются ввести в надтарифный фонд базовой части доплаты за учительское звание. А стимулирующая часть должна выплачиваться за результативность учительского труда, за достижения учеников конкретного педагога. Именно такую систему представили многие регионы, и они изложили ее убедительно, компактно и связно.

…Однако, если говорить о конкретике – как именно оценивать результативность работы педагога, – предложения регионов на этот счет были весьма разными.

В нескольких регионах вводится понятие «портфолио учителя». В этом портфолио хранится все, что влияет на стимулирующую часть учительской зарплаты: результаты ЕГЭ, школьные баллы, победы в олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Другие регионы собираются вводить квалификационные испытания для учителей (как в Европе и США).

Некоторые регионы предлагают сделать базовую часть зависимой от числа обучающихся, а стимулирующую часть – от имиджа школы, от вклада конкретного учителя в ее достижения. Московская и Новгородская области уже представили хорошо разработанные системы аттестации. В Новгородской области для привлечения общественности к аттестации педагогов применяются соцопросы и данные областных мониторингов.

И наконец, о насущном.

Все участники конкурса взяли на себя обязательство повысить учительскую зарплату к 2009 году на 60%. Богатые регионы заявили, что через два-три года, проведя необходимые преобразования сети, готовы платить педагогам 24–27 тысяч. Реалистически мыслящее большинство решилось пока обозначить более скромную планку – 8–8,5 тысячи рублей.

Насколько это реально?

– В нашу задачу не входила проверка фактов, – объясняет Ирина Абанкина. – Регион получает государственную поддержку не за прошлые достижения. Гранты на комплексную модернизацию – это авансы на будущее, средства для реализации задуманного в течение трех лет. Главное, чтобы регионы представили финансово-экономическое обоснование своих программ с указанием, за счет каких источников это будет сделано. Нашей задачей было проверить, насколько обоснованна и глубоко продумана эта заявка.

Почему не Москва?

Эксперты высоко оценили работы по направлению «реструктуризация образовательной сети». Наиболее интересные заявки сделали Тверская область, Красноярский край, Мордовия, Чувашия, Астраханская, Калининградская области, республики Бурятия, Карелия и новый, до тех пор в поле зрения экспертов не попадавший участник – Республика Северная Осетия-Алания.

Конкурсные работы свидетельствуют: руководители образования привлекают к работе сильных экономистов. Такая команда прослеживает взаимосвязь разных федеральных (не только образовательных) программ для своего региона: развитие сети дорог, закупка автобусов, усилия Россвязи по обеспечению доступа к высокоскоростному интернету. Просчитываются все возможности и все источники получения каждой конкретной школой дополнительных средств.

Многие удивились, не найдя среди победителей Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Республики Карелии.

– На результатах конкурса сказалась идеология экспертной оценки, – считает руководитель экспертной группы по направлению «реструктуризация сетей», директор Центра прикладных исследований и разработок Института развития образования ГУ–ВШЭ Татьяна Абанкина.

Ключевым показателем для оценки оптимизации сети в регионе было выбрано повышение качества образования.

Как измерить качество?

Был предложен вариант: подсчитать детей, обучающихся в современных школах (то есть таких, где есть качественное оборудование, доступ в интернет, квалифицированные педагогические кадры). Затем учесть наличие старших профильных школ с несколькими классами в параллелях, с возможностью реализации индивидуальных учебных планов.

Участники конкурса должны были сообщить в своих заявках, сколько таких школ будет у них к 2009-му.

Говорилось о качестве образования, но… отслеживали эксперты все-таки процесс укрупнения старшей ступени школы.

Этот показатель стал принципиальным для регионов с сельским населением. Для Москвы и Петербурга он оказался неактуальным.

– Петербургская образовательная политика заключается в том, чтобы вкладывать средства в ремонт школ, вплоть до строительства новых школьных зданий. Поэтому у них возрастает доля детей, которые через несколько лет будут учиться в современных учебных заведениях, – считает Татьяна Абанкина. – Принятые в северной столице показатели не совпадают с системой конкурсной оценки. В Москве, как и во всей России, сейчас тоже испытывают последствия демографического спада. В старшей школе требуются огромные усилия, чтобы удерживать наполняемость классов хотя бы на уровне сегодняшнего дня. Но – и в этом особенность столичной ситуации – одни школы недоукомплектованы, а другие переполнены. В Москве наметилась политика создания сетевых или «зонтичных» структур, когда сильные школы начинают патронировать более слабые. У этих двух регионов – особые проблемы, которые трудно было оценить по общим критериям. Поэтому Москва и Петербург не смогли набрать высокие баллы. Что касается Тюмени, то она будет продолжать развивать свою новую систему оплаты труда.

За что снижали оценки?

– Мы исходили из того, что участники конкурса должны разрабатывать подходы, помогающие оценивать достижения учащихся, стимулировать учителя за качество образования, которое он дает детям. Но – не платить учителю за то, что в класс набиваются 27–30 учеников, – говорит Ирина Абанкина. – В некоторых регионах пытаются (нарушая при этом законодательство) вводить 10–12-процентную надбавку учителю за то, что в классе больше двадцати пяти человек. СанПиНами установлено: в классе не должны заниматься больше 25 человек. Негативно мы оценивали и другую тенденцию: в некоторых регионах по-прежнему увязывают учительскую зарплату со стоимостью учебного часа. Надо отходить от системы стимулирующего урокодательства.

Рейтинг@Mail.ru