Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Клавис Ксения

Что скрывается за детской ленью?

Самые разные проблемы ребенка, которые мы склонны объяснять одной-единственной причиной

Утомительно и непонятно

Взрослые подчас слишком поспешно обвиняют ребенка в лени. У младших школьников за лень принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает. В результате уроки выполнены кое-как. Со временем он все с большей неохотой берется за них: утомительно, непонятно, «все равно не получается». На столе пылятся тетрадки, ученик валяется на диване.

Не спешите укорять: «Лентяй!» Присмотритесь, как на самом деле идет работа. Помогите организовать выполнение заданий правильно, последовательно, с перерывами на отдых. Когда ребенок войдет в рабочий ритм, а задания начнут получаться, эта псевдолень исчезнет. А если усаживать за уроки из-под палки и только и делать, что ругать, лень как раз и проявится во всей красе. Ребенок до сих пор не понимал, что происходило, а тут готовое объяснение: он, оказывается, лентяй. Все, ярлык навешен. Попробуй отделаться от него. Проще сдаться.

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления флегматичного темперамента у ребенка. Флегматик малоподвижен, медлителен, инертен и долго раскачивается. Но он способен трудиться упорно и с высокими результатами. Его бесполезно подгонять и обвинять в лентяйстве. Все равно будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Приучать флегматика действовать энергичнее нужно постепенно и заботливо. Он не виноват, что не может работать, как холерик или сангвиник, у которых все в руках горит: раз-два и готово. Он не лентяй, он просто флегматик.

Под маской лени может скрываться протестное поведение подростка. Он уже большой, а родители по-прежнему продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании. Учеба представляется подростку каким-то «малышовским» делом, вот он и начинает отлынивать. Опять похоже на лень и в перспективе грозит ленью, если подросток втянется в ничегонеделание. Исправить ситуацию можно, предоставив ему больше самостоятельности. Бывает и так: подросток настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу: «Это им надо, а не мне, это их дело, а не мое». И запускает занятия. Он вроде бы не лентяй. У него сохраняется много интересов, но с домашними заданиями картина складывается как у лентяя. Не пора ли ослабить неукоснительное мелочное повседневное внимание и требовательность?

Комфортная ниша

Ленью нередко оборачивается и завышенная самооценка. Избалованный, захваленный ребенок не хочет упорно заниматься, потому что и так считает себя лучшим в классе. По сути, такой ребенок не лентяй, тем более что он ценит достижения и первенство. Чтобы исправить ситуацию, родителям нужно попытаться изменить свое поведение. Ребенок способен энергично взяться за дело, когда поймет, что эти прежде презираемые им «ботаны» и «зубрилы» обгоняют его в успехах.

Родители называют ленью и резкий перепад в способностях ребенка. Например, ученик любит математику, ему она легко дается, но пишет как курица лапой, и у него по диктанту вечные тройки. Родители бросают все силы на исправление оценок по русскому языку, ребенок все время занимается тем, что у него плохо выходит: зубрит правила и выводит буквы. Понятно, что по возможности он старается отвертеться от этого.

Что делать в таком случае? Родители считают, что надо подтянуть предмет, к тому же работа над тем, что трудно дается, приучает к трудолюбию. Но куда конструктивнее смириться с этим. И пусть ребенок упорно развивает знания в той области, которая ему близка, интересна и понятна.

В постоянной родительской жалобе слышится даже что-то вроде восхищения: дескать, молодец, кладезь талантов, горы бы своротил, если бы захотел, но лень вперед него родилась...

Говорится это нередко и в присутствии подростка, и ему самому. Незначительное, казалось бы, замечание по своим последствиям оказывается серьезной педагогической ошибкой.

В подростковом сообществе лень не считается чем-то заслуживающим осуждения или насмешки. Мальчишки и девчонки зачастую кокетничают своей ленью, а приятели такое хвастовство воспринимают с пониманием и одобрением. При этом способности и талантливость, умную голову и золотые руки подростки ценят высоко.

Приписывая подростку два взаимоисключающих на самом деле качества – даровитость и лень, взрослые собственными руками строят для него удобную поведенческую нишу.

Подросток слышит авторитетное подтверждение, что высокоценимая талантливость у него есть. И вместе с тем он фактически получает родительскую санкцию на то, что имеет право никак не проявлять эти свои способности, не доказывать обладание ими, не трудиться ради их воплощения. Ему, видите ли, мешает всего лишь лень – порок, с его точки зрения, простительный, сверстниками допускаемый и даже одобряемый.

Правила переделки

Складывается очень комфортная для лентяя ситуация, изменить которую трудно. Подростка нужно извлекать из удобной и теплой ниши, поставив под сомнение его даровитость, что потребует ювелирной осторожности, ведь из добрых побуждений можно нечаянно подорвать веру подростка в свои силы. Но заговорить о том, что талант и лень не сочетаются между собой, что вы верите в способности ребенка и потому не хотите, чтобы он зарывал свой талант в землю, все равно придется.

Горячо радуйтесь его первым усилиям взяться за дело. Помогите добиться успеха. А когда это случится наконец – интересное сочинение, «разгрызенная» трудная задача, красивая поделка, тогда и сам подросток получит наглядные подтверждения своим силам. Ему уже не нужно будет защищаться с помощью лени. Гораздо интереснее самоутверждаться с помощью дела.

Если ребенок заметно снижает успеваемость, не может собраться с силами, чтобы взяться за уроки, ничего не хочет делать, вял, равнодушен, но ни на что не жалуется, не спешите обзывать его ленивым. Под маской лени может скрываться серьезное переутомление. Вероятность этого особенно велика после перенесенной болезни. Например, ученик грипповал, вернулся в школу и принялся наверстывать упущенное. Сначала вроде бы все наладилось, но вдруг напала «непреодолимая лень». Ему ничего не интересно, он ничего не хочет. Ругать, насильно усаживать за работу нельзя. Лучше пойти навстречу его потребности в отдыхе.

Рейтинг@Mail.ru