Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИССЛЕДОВАНИЕ


Витковский Анатолий

Воспитание по указке сверху

Многие заместители директора по воспитательной работе считают, что содержание этой работы в основном задается вышестоящими органами управления. Такой вывод вытекает из исследования доктора педагогических наук Сергея Полякова. В исследовании приняли участие 71 заместитель директора по воспитательной работе образовательных учреждений Ульяновской области и 47 заместителей директора по воспитательной работе из Новгородской области.

Как в первом, так и во втором регионе в качестве главного ориентира, определяющего содержание воспитательной работы, респонденты чаще всего называют нормативный источник. В Ульяновской области такой позиции придерживаются 33% опрошенных, в Новгородской – 63%. Чем же обусловлен приоритет нормативного содержания? По мнению автора исследования, одна из главных причин – отсутствие в массовой школе практики самостоятельной постановки воспитательных целей и задач. К сожалению, процессы демократизации школы, наметившиеся в начале 90-х годов, остались незавершенными. Более того, в настоящее время поле вариативного образования сужается, у педагогов становится все меньше возможностей для выбора образовательных программ и методик.

С тем, что содержание воспитательного процесса определяется прежде всего интересами и мнением педагогов, в ульяновской группе согласны 31% опрошенных, в Новгородской – 21%. Около трети ульяновских представителей школьной администрации полагают, что содержание воспитательной работы рождается в диалоге педагогов и детей. Среди школьных управленцев Новгородской области эту точку зрения разделяют 13% респондентов. Только 5% (!) замдиректоров по воспитательной работе из Ульяновской области и 3% (!) Новгородской видят основной источник содержания воспитательной работы в предложениях учеников. По наблюдениям автора исследования, лишь в единичных школах воспитательная работа выстраивается на основе согласования запросов педагогов и детей.

Респондентам также был задан вопрос: какие формы воспитательной работы наиболее часто используются в образовательном учреждении? Оказалось, что в воспитательной деятельности преобладают мероприятия (форма с отчетливым разделением на выступающих и зрителей-слушателей) и коллективная деятельность (деятельное участие школьников в делах с определенным практическим результатом продуктов). Мероприятия назвали самой распространенной формой 31% опрашиваемых в ульяновской группе и 48% – в новгородской, коллективную деятельность – соответственно 40 и 38%. Праздник (как общее, не сводящееся к роли зрителей-слушателей участие ребят в ситуациях, посвященных знаменательным событиям) считают приоритетным видом деятельности 18% школьных управленцев из Ульяновской области и 4% – из Новгородской. Игру – всего 12% ульяновских и 10% новгородских респондентов. Дискуссии в качестве приоритетной формы не набрали ни одного голоса. Последний факт, по всей вероятности, свидетельствует о том, что массовая воспитательная практика слабо ориентирована на поддержку самоопределения учеников.

Примечательно, что, согласно данным исследования, в «языке», на котором заместители директора по воспитательной работе говорят о воспитании, наибольшее распространение получили термины «формы» и «методы», наименьшее – «средства» и «способы».