Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело



Фролова Ольга

Московский БУП. Новый вариант

Законы, законы! Имя им легион. В марте заговорили еще об одном – московском базисном учебном плане. Правда, это еще проект. Правда, он только для Москвы. И тем не менее...

«В проекте московского БУПа, – пишут нам учителя из Москвы, – нам многое непонятно. Акцент сделан на IT, и только в начальной школе должно быть 136 часов ИКТ. Как их отработать без соответствующей материальной базы? Насчет интеграции: где программно-методическое обеспечение? Думал ли кто-нибудь, что быть преподавателем химии или биологии и преподавателем естествознания – это абсолютно разная готовность учителя? Что русский язык и чтение в начальной школе размывать в других предметах очень опасно? Непродуманного очень много…»

Отвечая на этот вопрос, Алексей Семенов, ректор МИОО, один из разработчиков нового московского БУПа, рассказал нам:

– Недовольство и недоумение этот план вызывает так же, как все другие варианты учебных планов в ситуации жесткого ограничения сверху. Мы сделали, что можем и должны для того, чтобы не продолжать развитие экстенсивно, наращивая часы по тому или иному предмету, а реально осуществлять интенсификацию преподавания, снижать нагрузку на домашнюю работу за счет того, что в классе работа будет идти намного эффективнее. Это произойдет благодаря использованию информационных технологий, но не в этом главное. Главное – в учителе. Новая система оплаты труда, которую Москва реально планирует, предусматривает, что учитель не будет заинтересован набирать зарплату часами, а будет стремиться повысить качество за счет механизмов стимулирующих надбавок.

Что можно сделать в качестве ближайших шагов? В базисный план нужно вписывать учебный план конкретной школы. Он должен гарантировать учащимся и родителям, что ничего не будет слишком мало, что школа сделает столько предметов, сколько нужно.

Заметим: иностранный язык в Москве изучается в каждой общеобразовательной школе начиная со второго класса, 3 часа в неделю; ОБЖ, ИКТ, обществознание, естествознание – с первого как предметы интегративного изучения. Введен обязательный предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие». Учтено в московском БУПе и то обстоятельство, что возрастает интерес к религиоведческим дисциплинам.

Особое внимание уделено информатизации преподавания и интеграции содержания разных предметов внутри одной образовательной области. И это не просто благие пожелания: для предметов, которые школа теперь обязана изучать интегративно, заводится отдельный раздел, отдельные страницы в классном журнале. И далее: теперь руководители образовательных учреждений будут нести ответственность за учет объема домашних заданий по отдельным предметам и их суммарный объем. В старших классах это не более 3,5 часа в день, в основной школе – 2,5 или 3.

…Уже так было: итогом московской работы над БУПом становится предложение плана разработчиков всей стране: 2001–2002 гг., 2004-й. Вероятно, такая же судьба уготована и разработанному ныне проекту московского базисного учебного плана 2007 года. Или все-таки есть региональные альтернативы?