Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ


Дашковская Ольга

Нацпроект "Образование"-2006: подведение итогов

Пока конкурсные комиссии выбирают вузы и регионы, которые получат гранты и субсидии по нацпроекту «Образование» в 2007 году, в образовательном ведомстве анализируют итоги выполнения проекта в 2006-м. Оказывается, из 2,3 миллиарда рублей, которые были выделены на закупку учебного оборудования для школ, 978 миллионов не были потрачены: один тендер министерство объявило слишким поздно, а на другой никто не подал заявок. Эти и другие факты выяснились на встрече межведомственной рабочей группы по нацпроекту «Образование» (МРГ) при министерстве.

Финансирование нацпроекта

В прошлом году на реализацию этой задачи, но уже в сфере общего образования, в рамках ПНПО было выделено 2,3 млрд рублей и 1 млрд рублей – на приобретение школьных автобусов.

Примерно такие же суммы израсходовали регионы.

Статистика впечатляющая: за счет консолидированных бюджетов школы получили 12,5 тысячи комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, в том числе более 1300 интерактивных досок. При этом первоначальный план составлял 8000 комплектов.

Также за счет совместных усилий удалось закупить более 3700 школьных автобусов (при плане 3300).

Но, как следовало из выступления заместителя руководителя Рособразования Александра Рождественского, за благополучными цифрами скрывается масса проблем.

По признанию чиновника, из регионов поступают рекламации на автобусы марки УАЗ. Эти машины, рассчитанные на 11 посадочных мест, не удовлетворяют требованиям безопасности и другим важным параметрам. Их доля от общего числа закупок, произведенных за федеральные средства, не очень велика: из 1769 машин – только 344 УАЗа.

Проблема состоит в том, что согласно закупочному законодательству главным критерием конкурсного отбора претендентов на выполнение госзаказа является не квалификация производителя и не качество производимой им продукции, а стоимость его услуг.

Правда, в условиях контрактов госзаказчик вправе указать качество продукции и в случае несоблюдения этого требования применить к нарушителю определенные санкции.

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «наши отечественные производители не готовы поставить большой объем качественной продукции в сжатые сроки». А сроки оказались действительно сжатые: в прошлом году Минобрнауки из-за проволочек с подготовкой нормативных документов слишком поздно – в октябре – объявило тендер.

В итоге фирма «Эксперт-центр» сорвала поставки оборудования для кабинетов химии и биологии и в настоящее время осуществляет допоставку своей продукции, которая должна завершиться до 20 марта.

На эти цели потребуется порядка 300 млн рублей, которые не были потрачены в прошлом году и перешли в бюджет нынешнего года. К ним добавились еще 483 млн рублей, которые планировалось израсходовать на оснащение высокотехнологичным оборудованием около 1000 кабинетов физики, однако никто из производителей не подал заявки на этот лот, хотя тендер по нему объявлялся дважды.

Таким образом, из 2,3 млрд рублей, выделенных в прошлом году из федерального бюджета на обустройство материально-технической базы школ, 978 млн рублей оказались неосвоенными!

Принято решение часть этой суммы потратить на дополнительное оборудование кабинетов химии и биологии и приобретение дополнительных приборов и учебно-познавательной литературы, а часть – 140 млн рублей – на закупку порядка 1000 кабинетов русского языка (напомним, что 2007 год объявлен Годом русского языка).

Поставки оборудования

Александр Рождественский представил на суд собравшихся примерный перечень оборудования для таких кабинетов, который сразу же стал мишенью для критики.

Так, директор столичного центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский после первого же знакомства с документом заявил, что такое оборудование… актуально для 1956 года.

По его мнению, все позиции, за исключением видеопроектора и DVD плеера, стоимость которого завышена как минимум вдвое (7000 рублей), безнадежно устарели.

Излишними Ефим Рачевский посчитал слайдпроектор и таблицы, которые, по его словам, даже некуда складывать, поскольку в кабинетах не хватает шкафов.

Кстати, начальник Главного управления образования Псковской области Вера Емельянова отметила, что учителя, директора школ ожидали получить кабинеты с мебелью, а не только с оборудованием, комплекты которого, кстати, поступали в разрозненном виде.

В 2007 году с учетом софинансирования из региональных бюджетов планируется закупить не менее 14 тыс. комплектов школьного оборудования. На эти цели в федеральном бюджете запланировано 2,3 млрд рублей плюс почти миллиард, оставшийся с прошлого года. Свою лепту внесут и регионы. По свидетельству Александра Рождественского, за 2006–2007 годы реализации ПНПО потребности школы в современном оборудовании будут удовлетворены примерно на 25–27%.

Чтобы не повторять ошибок прошлого года, на заседании МРГ было принято решение создать три рабочие группы. Одной из них поручат проводить экспертизу перечня оборудования для кабинетов русского языка. Вторая группа займется мониторингом качества поставляемого в школы оборудования. Третья – решением другой болезненной задачи: контролем за программным обеспечением на школьных компьютерах.

Конкурс вузов

28 февраля были оглашены победители второго этапа конкурса инновационных вузов. Если в финал прошлогоднего марафона вышли 17 храмов науки, то в нынешнем году их число достигло 40, а общий призовой фонд – 20 млрд рублей.

В своем выступлении заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко представил своеобразный статистический срез победителей. Как выяснилось, 16 из них являются техническими университетами, 12 – классическими, 3 представляют аграрный сектор, 3 – здравоохранение, столько же вузов педагогического профиля, остальные относятся к категории гуманитарных и социально-экономических.

– Победители представляют все основные отрасли народного хозяйства, – с удовольствием отметил Евгений Бутко.

Правда, в «региональном разрезе» конкурс вузов выглядит не столь убедительно: 37,5% финалистов имеют московскую прописку, 10,7% – расположены в северной столице.

Основная часть победителей получили гранты в размере от 500 до 700 млн рублей, 5 вузов – порядка 70 млн рублей. Эти средства будут потрачены на реализацию инновационных проектов в течение 2007–2008 годов, причем по условиям конкурса предусмотрено софинансирование со стороны вузов в размере не менее 20%.

По свидетельству Евгения Бутко, львиная доля бюджетных субсидий расходуется вузами на приобретение учебно-лабораторного оборудования.

Предполагается, что в роли экспертов выступят учителя и директора школ, завоевавшие гранты в рамках ПНПО.

Конкурс регионов

Как сообщили на встрече, 6 марта впервые собралась на заседание комиссия, которой предстоит определить победителей конкурса «субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования».

Заявки на конкурс подали 53 региона России. Две заявки отклонили «по формальным причинам», остальные отправили на экспертизу. Полный список регионов, допущенных к участию во втором туре конкурса, можно посмотреть на сайте «Приоритетные национальные проекты» по адресу: http://www.rost.ru/news/2007/03/070000_8257.shtml .

28 марта на своем следующем заседании конкурсная комиссия путем тайного голосования отберет около 20 проектов, которые получат финансирование в общем объеме 4 млрд рублей.

Выводы пока делать преждевременно, но директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак Калина уже поделился с членами МРГ своими первыми впечатлениями об участниках конкурса, особо отметив «низкую правовую культуру управленцев» и их «неспособность анализировать свою работу».